Препарирование рока

Джек Уайт выступил в Монтрё

Выступление Джека Уайта было одной из самых интригующих глав 52-го Montreux Jazz Festival. Создатель групп The White Stripes, The Raconteurs и The Dead Weather, продюсер и идеолог моды на винтажный звук только что выпустил новый альбом «Boarding House Reach», полный едких гитарных риффов и странных звуков из прошлого. Борису Барабанову концерт в Монтрё показался мастер-классом, но не праздником.

Джек Уайт

Фото: EPA-EFE/VOSTOCK-PHOTO

Джек Уайт не может просто записать песню в студии — это должна быть особенная студия с редкими микрофонами. Он не может просто выйти на сцену. Например, в туре в поддержку первого сольного альбома «Blunderbuss» (2012) он играл одно отделение концерта в сопровождении группы, состоящей только из мужчин, другое — только с женщинами. Уже много лет гастрольная команда его проектов — это не привычные техники в черных футболках, а бородатые джентльмены в жилетах и шляпах. Так Джек Уайт дает понять, что его присутствие в музыкальной индустрии не развлечение, а миссия.

Для тура в поддержку «Boarding House Reach» были созданы специальные видео. Концерт в Монтрё открывал ролик с обратным отсчетом, в кадре переворачивались таблички с минутами и секундами. Иногда на экране появлялась рука Уайта, листавшая таблички то быстрее, то медленнее, словно он и вправду мог заставить время течь быстрее или повернуть вспять. А вот зрителям снимать на концертах музыкант категорически запретил. Даже телефонами. Это правило перед началом тура Уайта бурно обсуждали поклонники. Многих удивляло, что в 2018 году на концерте запрещают делать видео, которые потом можно выложить в соцсети.

На нынешнем Montreux Jazz Festival артисты, выступающие в главном зале — Auditorium Stravinski,— по-крупному заморочились целостностью визуального ряда. Queens Of The Stone Age и Nine Inch Nails выступали вовсе без экранов, а у Джека Уайта работал только разделенный на три секции задник с оригинальным контентом. Показ крупных планов на боковых экранах для дальних рядов не был предусмотрен на всех трех шоу. Музыкантам важнее было, чтобы у зрителей осталась в памяти одна яркая картинка.

Джек Уайт начал с песни «Over and Over and Over» из альбома «Boarding House Reach». На сцене с ним были два клавишника, бас-гитарист, а также барабанщица Карла Азар. Девушка за барабанами — талисман Джека Уайта еще со времен The White Stripes. Впрочем, он и сам не прочь сесть за ударные, когда надо исполнить что-нибудь из The Dead Weather. В этой группе он значился барабанщиком.

Большую часть времени Джек Уайт провел у микрофона, точнее — у трех. Музыкант не только менял гитары, но и много экспериментировал с голосом, и три микрофона были ему в помощь.

Первые несколько песен ввели зрителей в состояние немотивированной тревоги. Потом Джек Уайт взял в руки акустическую гитару, и звучание приобрело кантри-оттенок. Страсть музыканта к корневой американской музыке сквозила во всех композициях, даже тех, что были аранжированы на грани спейс-рока с длинными гитарными медитациями. Эти продолжительные демонстрации гитарного таланта Уайта повергали не столько в транс, сколько в паранойю. Идеологически музыкант очень далек от быстроруких металлических гитаристов, чьи запилы могут длиться вечно.

Но его желание продемонстрировать, насколько глубоко он постиг гитарное ремесло, шло во вред вечеринке. Как и стремление совместить блюз с гаражным роком.

Даже в предельно комфортном с акустической точки зрения зале Auditorium Stravinski сделать это было непросто.

Джек Уайт допилил до конца основной части концерта, отдав должное и сольному каталогу, и The White Stripes, и The Dead Weather, но так и не сыграл ни одного по-настоящему большого хита. В зале Auditorium Stravinski не было аншлага и оставалось достаточно места для танцев. Не хватало только веселых рок-н-роллов и песен, которые узнавались бы с первой ноты. Все, конечно, ждали «Seven Nation Army» The White Stripes, одну из самых популярных песен в мире, а сейчас, во время чемпионата мира по футболу, возможно, даже самую популярную.

В паузе перед бисом на экране-заднике показали смешные ролики о том, чем занимаются музыканты за кулисами. Басист Доминик Дэвис одной рукой брился, другой — продолжал перебирать аккорды инструмента. Клавишник Куинси Маккрэри отжимался от пола. Карла Азар бросала дротики в портрет Дональда Трампа. Люди замерли в предвкушении кульминации шоу.

Джек Уайт спел «Steady As She Goes» The Raconteurs, одну из своих самых узнаваемых песен. «Ну, сейчас!» — читалось в глазах зрителей. Но вместо «Seven Nation Army» он завершил концерт истеричным блюзом «Connected By Love» из нового альбома. Зажегся свет, и на экране показался Джек Уайт со шваброй в руках, убирающий сцену после концерта.

Все это было бы действительно смешно, если бы Джек Уайт был чуть более талантлив в общении с публикой. Только она способна компенсировать дефицит стопроцентных хитов. Уайт же попросту не улыбался на сцене. Он предстал в этой программе как ученый, препарирующий блюз-рок в лаборатории, но не как артист-хедлайнер. И в отсутствие главной песни это еще больше удручало. Впрочем, на других концертах тура он ее пел, так что, может быть, и москвичам повезет 1 октября, когда музыкант доедет до России.

Вся лента