США демонстрируют поток недовольства

Есть ли риски для реализации проекта Nord Stream 2

В Кремле ответили на критику Дональда Трампа в адрес «Северного потока-2». Отвечая на вопрос «Коммерсантъ FM», пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков сообщил, что российскому газу в Европе нет альтернатив, а позицию США назвал «недобросовестной конкуренцией».

Фото: Александр Чиженок, Коммерсантъ

В среду во время саммита стран НАТО в Брюсселе Трамп заявил о «неприемлемости потока трубопроводных долларов в Россию», а Германию назвал «заложницей» Москвы. Госдеп уже объявил, что компаниям, участвующим в проекте «Северный поток-2», могут грозить американские санкции. В комментарии «Коммерсантъ FM» Дмитрий Песков назвал все это «атакой на коммерческий проект».

Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента

Что касается атак на этот коммерческий проект, мы и раньше говорили, что считаем это проявлением недобросовестной конкуренции, это не что иное как попытка вынудить европейских покупателей приобретать более дорогой сжиженный газ, который может поставляться им из альтернативных мест.

Смотреть

Есть ли реальные риски для проекта и его основных партнеров?

Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов уверен, что США в данном случае просто блефуют. «Северный поток-2» слишком важен для Европы, а потому обязательно будет реализован: «В том случае, если США хотят кинуть Европу в объятия России и Китая в качестве главных экономических и политических партнеров, им, безусловно, необходимо в срочном порядке ввести санкции против компаний, занимающихся строительством "Северного потока-2". Это прекрасный вариант для ослабления самих Соединенных Штатов и выделения влияния как Китая, так и России. На мой взгляд, на данном этапе есть малый шанс, что какие-либо действия как внутри самого Европейского союза, так и вне его, могут привести к задержке реализации проекта.

Однако его роль для Германии, Австрии и ряда других стран настолько велика, что они костьми лягут, но будут отстаивать этот проект и стараться его реализовать.

Ведь от этого зависит слишком многое, в том числе, надежное газоснабжение этих и других государств на протяжении следующих десятилетий. Кроме того, ведь Германия будет получать транзитные платежи, у нее также будет статус крупнейшего газораспределительного узла Европы, и газовый хаб страны станет главным в Европе, опередив британскую и нидерландскую площадки. В этой связи у меня нет сомнений в том, что "Северный поток-2" будет реализован».

Многие аналитики считают, что резко негативное отношение Вашингтона к проекту «Северный поток-2» имеет не только геополитические, но и чисто экономические причины. В частности, США очень хотели бы продавать в Европу свой сжиженный природный газ, отметил независимый эксперт Дмитрий Лютягин.

«В промышленных объемах поставлять сжиженный газ в Европу Америка может. Вопрос только в стоимости этого газа по сравнению с тем, который, скажем, продает "Газпром". То есть стоимость сжиженного природного газа выше. В связи с этим, естественно, европейцы больше заинтересованы в долгосрочных контрактах с понятными формулами ценообразования из того же самого "Газпрома" или других участников газового рынка, кто поставляет природный газ по трубопроводам. А так, в целом, у Соединенных Штатов возможность поставки газа на европейский рынок есть, и это одна из их стратегий на сегодняшний день: выйти с достаточно большими промышленными объемами на этот рынок», — подчеркнул Дмитрий Лютягин.

В данном случае есть и политический подтекст. Резкие высказывания Трампа по поводу «Северного потока-2» — это попытка обеспечить возможность для маневра в ходе встречи с Владимиром Путиным в Хельсинки, полагает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

«Трамп — выходец из бизнес-среды, которому присущи навыки ведения переговоров именно как предпринимателю. А это достаточно жесткий стиль — обнародование изначально завышенной позиции для того, чтобы потом эту позицию в ходе переговоров снижать. Поэтому широко растиражированные заявления Трампа — это как раз объявление достаточно высокой позиции для того, чтобы создать для него комфортную ситуацию на старте переговоров с Владимиром Путиным. Между тем, говорить о том, что его позиция является исключительно блефом, тоже нельзя», — отметил Павел Салин.

Помимо «Газпрома», основными участниками проекта «Северный поток-2» являются французская компания Angers, австрийская OMV, британско-голландская Shell и немецкие Juniper и Winterschall. Проект предусматривает строительство двух ниток газопровода от российского побережья по дну Балтийского моря до Германии. Совокупная мощность трубопровода должна составить 55 млрд кубометров в год, а его протяженность — 1,2 тыс. км.

Андрей Загорский

Вся лента