В атмосфере Москвы стало меньше автомобилей
Роспотребнадзор отчитался о снижении выбросов
Столичные власти сообщили о снижении выбросов загрязняющих веществ от автомобилей на 35% в связи с переходом на экологические стандарты «Евро-4» и «Евро-5». По данным Мосэкомониторинга, за последние несколько лет количество выбросов снизилось на 140 тыс. тонн. Опрошенные “Ъ” эксперты также отмечают улучшение качества атмосферного воздуха в столице. Впрочем, по словам экологов, принятых мер недостаточно: необходимо развивать общественный транспорт, а также ограничить проезд автомобилей низкого экологического класса в некоторые районы столицы.
По данным Роспотребнадзора, переход на экологичное топливо «Евро-4» и «Евро-5» позволил снизить в Москве выбросы от автомобилей на 35%, несмотря на активное развитие транспорта в мегаполисе. Об этом в четверг сообщила глава столичного Роспотребнадзора Елена Андреева мэру Москвы Сергею Собянину. Согласно исследованиям, за последние три года значительно снизилось загрязнение атмосферного воздуха от автомобилей, в частности, на 17% по диоксиду азота и на 23% по оксиду углерода.
В пресс-службе департамента природопользования Москвы “Ъ” сообщили, что выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта в столице уменьшились за последние несколько лет на 140 тыс. тонн. «В 2012 году было более 1 млн тонн, однако загрязнение атмосферного воздуха заметно снизилось благодаря целому комплексу мер, в частности, из-за перехода на более экологичные виды топлива и смены класса автомобилей»,— подтвердили в департаменте.
По словам главы лаборатории прогнозирования качества окружающей среды и здоровья населения Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Бориса Ревича, качество атмосферного воздуха в Москве действительно улучшается. «К сожалению, градостроительная структура Москвы не позволяет снизить транспортные потоки,— отмечает эксперт.—Главный выход из этой ситуации — развитие общественного транспорта».
Согласно прошлогоднему госдокладу Минприроды, столичный регион лидирует по показателю экологического ущерба от автотранспорта. «Выбросы составляют почти половину всех автотранспортных выбросов ЦФО и около восьмой части общероссийской величины»,— отмечается в докладе. По данным исследования, в 2016 году на Москву и Подмосковье пришлось около 1,8 млн тонн. Как отмечала ранее глава Роспотребнадзора Анна Попова, наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха всегда вносили предприятия, однако сейчас до 80% приходится именно на автомобили.
Обновление автопарка автомобилями класса «Евро-4» и выше действительно ведет к качественному рывку в снижении загрязняющих веществ, считает руководитель энергетического отдела Гринпис России Владимир Чупров. Впрочем, по его словам, для улучшения качества воздуха в крупных городах только перехода на экологичные виды топлива недостаточно.
«Среди следующих более сложных шагов, помимо развития общественного транспорта и велодорожек, необходимо ввести в городах зоны, закрытые для автомобилей низкого экологического класса»,— отмечает господин Чупров.
Напомним, 2 июля вступила в силу новая редакция ПДД: в правила введены новые знаки, позволяющие регионам устанавливать ограничения на въезд транспорта с грязным выхлопом. Нововведения коснутся владельцев автомобилей с двигателями класса «Евро-0», «Евро-1», «Евро-2» и т. д. Но по факту указателей в городах еще не появилось: как сообщал ранее “Ъ”, нужны изменения в ГОСТы.
Ранее «Гринпис России» направил в правительство Москвы исследование по развитию экологичного транспорта. В нем отмечается, что при существующей транспортной политике выбросы углекислого газа к 2030 году вырастут на 5,7% по сравнению с 2011 годом. В «Гринписе» отмечают, что большая доля приобретаемых жителями столицы машин — кроссоверы и внедорожники: именно они имеют более высокий расход топлива, что определяет более высокий выброс углекислого газа».
Как московский транспорт сравнили с европейским
Москва оказалась среди лидеров европейских городов по доступности инфраструктуры общественного транспорта: об этом говорится в исследовании, подготовленном немецкими учеными по заказу «Гринписа». При этом в документе отмечается низкое качество столичного воздуха, а также проблемы с безопасностью дорожного движения. В мэрии Москвы с выводами не согласились: авторы использовали, в частности, данные о несуществующих ценах за парковку и некорректную методологию.