Помочь по месту пребывания

Верховный суд постановил не отказывать в помощи иногородним

Русфонд.Право

Двенадцатилетняя Галина К. из Чувашии большую часть жизни жила без родителей. В 2015 году ее взяли в приемную семью. Девочку зарегистрировали по месту жительства опекуна — в поселении в Новой Москве. Однако чиновники сочли, что у Галины постоянного места жительства там нет, и на этом основании отказали опекуну в предоставлении ежемесячных выплат по уходу за ребенком-инвалидом. Потребовалось почти два года разбирательств, прежде чем Верховный суд поставил точку в этом споре.

Коллизия возникла в декабре 2015 года, когда правительство Москвы изменило порядок начисления социальных выплат. Право на ежемесячную компенсацию получили только семьи, которые взяли под опеку детей, «имеющих место жительства в городе Москве». Гражданский кодекс дает однозначное определение: «Местом жительства граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов». Но столичные чиновники трактуют положения закона иначе. Отделы социальной защиты населения неоднократно отказывали в выплате пособий, местах в детском саду, бесплатном проезде, молочной кухне семьям, взявшим под опеку детей из других регионов, на том основании, что у детей нет постоянной регистрации в столице. Родителям таких приемных детей остается только судиться.

Так было и в случае с двенадцатилетней Галиной из Чувашии. Отец ушел из семьи еще до ее рождения, мать лишили родительских прав, когда девочке было три года. А спустя шесть лет опеку над ней оформила Марианна П. Она подала заявку на портале госуслуг с просьбой назначить ей ежемесячную выплату в связи с тем, что она ухаживает за ребенком-инвалидом. Однако чиновники столичного отдела соцзащиты района Теплый Стан отказали ей, сославшись на отсутствие у девочки постоянной регистрации.

Марианна П. обжаловала это решение. «Отсутствие регистрации по месту жительства в городе Москве у ребенка-инвалида из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является основанием к отказу в назначении ежемесячной денежной выплаты»,— поясняет юрист Русфонда Екатерина Бердникова, представлявшая интересы Марианны.

Гагаринский районный суд весной 2017 года встал на сторону Марианны П., но чиновники подали апелляционную жалобу, и их поддержал Мосгорсуд. Он пришел к выводу, что регистрация девочки «по месту пребывания в жилом помещении приемного родителя не указывает на постоянный характер места жительства в Москве».

В результате дело дошло до Верховного суда, который 2 июля 2018 года признал законным решение первой инстанции — Гагаринского суда. Теперь Марианне должны назначить выплаты и перечислить всю сумму, положенную с момента обращения, то есть более чем за два года. Аналогичные постановления Верховный суд уже принимал: за последние полгода он трижды вставал на сторону приемных родителей в подобных спорах, причем одну из жалоб поддержала уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова.

Как отмечает директор благотворительного центра «Соучастие в судьбе» — партнера Русфонда — Алексей Головань, подобные постановления Верховного суда заметно влияют на практику судов: для опекунов решения столичных инстанций становятся «предсказуемо позитивными». В то же время никто из чиновников так и не понес наказания, хотя суд признал их действия незаконными. «Сошло с рук»,— резюмирует Головань.

Илья Рождественский

Вся лента