Гадости материнства
Шарлиз Терон в фильме «Талли»
В прокате — драмеди Джейсона Райтмана «Талли», в которой Шарлиз Терон, самоотверженно набравшая для роли 20 килограммов, демонстрирует все горести и радости материнства. Юлия Шагельман сочла, что воспитательное значение фильма превосходит его скромные художественные достоинства.
Марлоу (Шарлиз Терон) — умученная семейными заботами и набравшая лишний вес тетка под сорок в растянутых трениках. У нее двое детей, один из которых требует особого внимания, третий на подходе и муж (Рон Ливингстон), который, конечно, хороший человек, но все время проводит на работе, суть которой даже сформулировать трудно. Его вклад в родительство ограничивается выполнением домашних заданий с послушной дочкой.
Когда младенец появляется на свет, жизнь окончательно превращается в ад, состоящий из череды ночных кормлений, подгузников и доставки — со скандалами и капризами — старших в школу. А тут еще директриса, пряча глаза, намекает, что сложному мальчику надо бы сменить учебное заведение, а муж спрашивает, почему на ужин опять только размороженная пицца. По счастью, у Марлоу есть богатый брат (Марк Дюпласс), который делает ей отличный подарок — оплачивает ночную няню.
Двадцатишестилетняя раздражающе стройная няня по имени Талли (Маккензи Дэвис) оказывается настоящим даром небес. Она ловко управляется с младенцем, наводит порядок в доме (больше никакого Lego под ногами!), печет капкейки и даже готова внести свой вклад в налаживание сексуальной жизни уставших родителей. Но главное — она пробуждает Марлоу от тоскливого сна, в который ту погрузили три беременности и нескончаемый семейный «день сурка». Героиня Терон снова красится, причесывается, бегает по утрам, футболки носит чистые и по фигуре, готовит мужу и детям вкусную и полезную еду, а окружающие не нарадуются, как хорошо она выглядит и себя чувствует. Марлоу и Талли становятся подругами и часами болтают о своем, о женском: куда приводят мечты, как меняют жизнь дети и как даже самые мелкие обиды оставляют на женщинах незаживающие шрамы.
Зрители же наблюдают за этой идиллией в несколько затянувшемся ожидании, когда в ней случится драматический или вообще хоть какой-нибудь поворот. Он происходит в самом финале картины — но если и поражает, то только своей беспомощностью и вторичностью. Да и ничего нового к нравоучительной истории о том, что материнство — тяжелый труд, а не вздохи на скамейке, этот поворот не прибавляет.
«Талли» — третья совместная работа режиссера Джейсона Райтмана и сценаристки Диабло Коди. В «Джуно» (2007) рассказывалось об ошибках юности и выдавалась полная индульгенция на их совершение — не думать же в 15 лет головой. «Бедная богатая девочка» (2011) с той же Терон в главной роли была историей одинокой и бездетной, а оттого стервозной женщины за тридцать и удивляла тем, как вроде бы прогрессивно настроенные авторы увязли в замшелых стереотипах. Теперь же Диабло Коди вышла замуж, родила троих детей, и, видимо, новая реальность оказалась для нее настолько неожиданной, что была сочтена достойной основой для сценария. Все три картины сами собой сложились в трилогию о разных этапах в жизни женщины (звучит пошловато, ну так и фильмы такие же).
Это даже умилительно — смотреть, в каком восторге сценарист и режиссер пребывают от собственной смелости в «Талли». Правда, их герои существуют в каком-то условно-безвоздушном пространстве, где нет счетов, денег и полиции, но такие детали авторов не интересуют. Зато они показывают материнство без прикрас, со всеми физиологическими подробностями вроде первого похода в туалет после родов и сцеживания. Или отважно дают понять, что даже в благополучной семье женщины устают, сердятся и могут жалеть о своем выборе, вспоминая беззаботную и бездетную юность. Или «жестко» шутят о том, как беременная героиня самой себе напоминает грузовик с мусором. Все это, наверное, должно особенно впечатлять зрителей-мужчин — пожалуй, фильм предназначен именно им. В финале особенно недогадливым так и сообщают — женам надо помогать, заботиться и выражать свою любовь не только словами, но и, например, сменой памперсов детям. И если уроки этики и психологии семейной жизни еще где-то существуют, то эта картина могла бы стать для них полезным учебным пособием.