Американцы оценят работу Дональда Трампа
Ноябрьские выборы в Конгресс США станут голосованием о доверии президенту
Выборы в Конгресс США пройдут 6 ноября, однако уже сейчас политическая жизнь страны сконцентрирована вокруг этого события. Во вторник кандидатов от республиканцев и демократов выберут жители штата Алабама, после чего праймериз несколько раз в неделю будут проходить в регионах США вплоть до середины сентября. Фактически эти выборы станут и голосованием о доверии президенту Дональду Трампу. За последние полтора столетия партия президента выигрывала промежуточные выборы всего пару раз. С учетом этой статистики победа республиканцев может стать и триумфом господина Трампа, считают опрошенные “Ъ” американские эксперты. В противном случае демократы будут сдерживать президента и стараться сохранять в повестке дня тему «российского вмешательства» в выборы вплоть до 2020 года.
Республиканские и демократические праймериз начались в США еще в феврале и продлятся до середины сентября. Больше половины штатов со своими представителями на выборах 6 ноября уже определились. Завтра список кандидатов сформируют избиратели штата Алабама, а спустя неделю — Джорджия.
Промежуточными выборами в США называют выборы в Конгресс, которые проходят через два года после избрания президента. Этот термин используют в связи с тем, что членов Конгресса избирают чаще, чем президентов: каждые два года в стране полностью обновляется Палата представителей и треть Сената, в то время как лидера страны выбирают раз в четыре года.
«Американские промежуточные выборы — это зачастую референдум о доверии президенту»,— объясняет “Ъ” эксперт Центра политических исследований Университета Виргинии Кайли Кондик. Таким образом, 6 ноября американцы изберут не только 435 членов Палаты представителей и 35 сенаторов (треть верхней палаты Конгресса), но и фактически дадут оценку работе главы Белого дома.
Сейчас большинство в обеих палатах Конгресса принадлежит республиканцам: 236 мест в Палате представителей против 193 у демократов (6 мест не заняты) и 51 место против 47 — в Сенате. Еще двое сенаторов являются независимыми, но при формировании комитетов примыкают к демократам.
Республиканцы надеются сохранить большинство в обеих палатах. По данным опросов организации The Cook Political Report, у них есть на это шансы, хотя расклад сил постоянно меняется. Так, в середине июня Республиканской партии прочили как минимум 210 кресел в Палате представителей, в то время как Демократической — 201. Судьба 24 мест была не ясна. Спустя месяц соотношение мест, согласно опросам компании, изменилось в сторону демократов: 192 кресла для республиканцев против 207 для демократов. В то же время предпочтения избирателей изменились таким образом, что на 36 мест в нижней палате у обеих партий равные шансы, и именно борьба за эти места станет в ноябре решающей.
Неопределенность сохраняется и относительно выборов в Сенат. По данным The Cook Political Report на начало июля, в результате промежуточных выборов у республиканцев будет как минимум 49 мест, а у демократов — по крайней мере 44. Семь оставшихся мест также определят, кто получит большинство в верхней палате.
Опрошенные “Ъ” американские эксперты поясняют: хотя прогнозы не исключают победу республиканцев, статистика не на их стороне. «Со времен Гражданской войны (1861–1865 годы.— “Ъ”) у нас было 39 промежуточных выборов в Палату представителей, и партия президента проиграла 36 из них»,— рассказывает Кайли Кондик. «Это связано с тем, что политические тенденции, которые приводят президента к победе, обычно дают его партии несколько дополнительных мест в Конгрессе. Однако спустя два года эти тенденции ослабевают, и партия президента теряет места»,— продолжает в беседе с “Ъ” профессор Университета Джонса Хопкинса Бенджамин Гинзберг.
«Если же республиканцы получат большинство мест, что практически не имеет прецедентов в истории, это действительно поможет президенту продвигать свою повестку дня вплоть до 2020 года»,— поясняет профессор колледжа Айона (Нью-Йорк) Джинни Зейно. Бенджамин Гинзберг говорит, что в случае победы Дональд Трамп будет успешно продвигать свою повестку по вопросам «безопасности границ, тарифов, наращивания военных расходов, разрядки отношений с Россией и конфронтации с Китаем».
«Однако выборы в Сенат — это совсем другая история,— продолжает Кайли Кондик.— Из 35 сенаторов, которые будут переизбираться, 26 — демократы. И в ноябре республиканцы могут отвоевать у них дополнительные места». Например, сейчас в штатах Флорида и Северная Дакота, от которых на выборы идут действующие сенаторы-демократы, лидируют республиканцы.
По словам господина Кондика, такой результат, в частности, мог бы позволить Дональду Трампу реформировать судебную систему. Напомним, в конце июня судья Верховного суда Энтони Кеннеди объявил, что уходит на пенсию. Его место Дональд Трамп предложил занять судье апелляционного суда округа Колумбия Бретту Кавано. Американские СМИ писали, что такое назначение может сделать суд более лояльным президенту. «Если же демократы получат большинство в Сенате, они смогут замедлить процесс утверждения судьи и/или отклонить кандидатуру, предложенную президентом»,— заключает Кайли Кондик.
Одна из главных интриг выборов разворачивается вокруг борьбы за место спикера нижней палаты Конгресса. В апреле действующий спикер, республиканец Пол Райан заявил, что не будет переизбираться в Палату представителей, и теперь эксперты и СМИ стали прочить на этот пост либо лидера партийного большинства Кевина Маккарти, либо партийного организатора Стива Скэлиса. Источники американского издания Politico в Палате представителей рассказали, что оба конгрессмена уже ведут переговоры с коллегами о готовности поддержать их кандидатуры.
От демократов на пост спикера претендует Нэнси Пелоси, действующий лидер меньшинства в Палате представителей. Однако порядка 20 демократов, баллотирующихся в Конгресс, заявили, что будут способствовать смене руководства, а о желании возглавить партию в нижней палате уже заявила опытная конгрессвумен Барбара Ли. Она была единственным членом Конгресса, в 2001 году проголосовавшим против начала военной операции в Афганистане в ответ на теракты 11 сентября.
При этом в заявлениях американских политиков о предстоящих выборах регулярно всплывает тема российского вмешательства. Еще в феврале директор Национальной разведки США Дэниел Коутс заявил, что «промежуточные выборы в США в 2018 году — потенциальная цель для операций России по оказанию влияния». Опрошенные “Ъ” эксперты считают, что возможное вмешательство, с одной стороны, действительно вызывает опасения у обеих партий, с другой стороны — используется ими как инструмент политической борьбы. «Демократы сосредоточены на этой теме, поскольку они беспокоятся, что это может стоить им победы на выборах, но также и потому, что для них это способ поднять вопрос о законности власти Дональда Трампа»,— полагает Джинни Зейно.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков на прошлой неделе заявил: если Дональд Трамп на саммите в Хельсинки поднимет вопрос «вмешательства», Владимир Путин «будет готов еще раз повторить, что Россия не имела и не могла иметь никакого отношения к тому, вокруг чего разворачиваются такие инсинуации».
Первый год президента Трампа в цифрах
Как изменилась американская экономика и рейтинг президента — в инфографике “Ъ”.