Аэропортам вернут долги
за неоплаченные услуги для государственной авиации
Российским аэропортам удалось оспорить в Конституционном суде (КС) условия обслуживания самолетов ведомственной авиации. Некоторое время расходы на эти услуги возмещались из бюджета, но последние годы аэропортам регулярно отказывали в выплатах из-за дефицита средств. Сейчас КС признал существующую практику противоречащей Конституции и обязал Минфин компенсировать аэропортам потраченные средства.
Конституционный суд признал противоречащей основному закону существующую практику возмещения аэропортам расходов на обеспечение полетов самолетов ведомственной авиации — Минобороны и силовых структур, следует из опубликованного решения. Согласно Воздушному кодексу, госавиация освобождена от оплаты этих услуг. Понесенные расходы аэропорты должны возмещать из федерального бюджета по мере обращения аэропортов в Росавиацию. «Но в последние годы аэропорты все чаще получают от Росавиации отказ в субсидии из-за ограничения бюджетных ассигнований»,— писала в обращении в Росавиацию, Минтранс и Минфин Международная ассоциация аэропортов.
Ежегодно аэропортам требуется более 500 млн руб. на эти цели, но из бюджета выделяется в полтора-два раза меньше. Если в 2016 году сумма составила чуть более 315 млн руб., то в 2017 году — 266,7 млн руб., а в 2018 году — всего 253 млн руб. В 2016 году отказ в субсидировании получили 46 аэропортов РФ, а в 2018 году — уже более 70 (см. “Ъ” от 14 мая).
С жалобой в КС обратились аэропорты Нижнего Новгорода и Екатеринбурга (оба входят в холдинг «Аэропорты регионов»), которые не смогли через суды взыскать с Минфина убытки за 2014 год за услуги по аэропортовому и наземному обеспечению бортов Минобороны, ФСБ, МЧС и других силовых ведомств. По мнению заявителей, перекладывая публичные расходы на аэропорты, государство уклоняется от исполнения взятых на себя обязательств. В решении суда подчеркивается, что государство, обеспечивая безопасность, не должно неправомерно ограничивать предпринимательскую деятельность. Коммерческим организациям в любом случае должны быть возмещены понесенные расходы. Поэтому оспариваемые нормы предоставления субсидий были признаны неконституционными, а правительство и парламент должны изменить правовое регулирование, а вынесенные ранее решения по делам заявителей пересмотреть.
Как Минтранс предложил унифицировать тарифы аэропортов
В феврале сообщалось, что Минтранс решил унифицировать правила формирования сборов за аэропортовые услуги, уравняв тарифы для российских и иностранных авиакомпаний, так как валютные сборы для иностранных авиакомпаний в аэропортах РФ значительно (в 3–3,5 раза) выше. На унификации, по данным “Ъ”, настаивала и Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA).