Последний расцвет
Анна Сабова приобщилась к сокровищам Виченцы в ГМИИ имени Пушкина
Выставка «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» из собраний Москвы и итальянского города Виченцы открывается в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Чтобы познакомиться с щедрой и многогранной венецианской школой живописи, собрания одного музея мало. Нынешняя выставка, связанная с именами Джамбаттисты Тьеполо, Джамбаттисты Питтони, Луки Карлеварисы, Джамбаттисты Пьяццетты, Джованни Антонио Каналетто, Франческо Гварди и Пьетро Лонги, представит 57 произведений из трех крупных собраний. Это ГМИИ им. А.С. Пушкина и два музея в Винченце — Городская картинная галерея в Палаццо Кьерикати и коллекция «Интеза Санпаоло».
О родном городе Андреа Палладио, научившего весь мир строить загородные дворцы и украсившего своими творениями весь округ Венеции, поэт Д?Аннунцио писал: «У Терм и Арок императорского Рима/ смог выпытать Палладио секрет/ Величия. И в нем тебя, о кроткая Виченца/ с родителем античным уравнил».
Творения Палладио во многом определили и характер венецианской живописи — ведь она часто заказывалась для выстроенных им палаццо и вилл, ну и, конечно, церквей.
Венецианская школа живописи вобрала в себя красочные и монументальные полотна Тьеполо, последнего представителя барокко в европейском искусстве; и городские пейзажи, или ведуты, Каналетто, запечатлевшего неповторимый облик пестрой и шумной Венеции, и каприччо Гварди, в которых черты реального города встречаются с поэтическим вымыслом. Выставка в Пушкинском музее впервые позволит объединить произведения, одни из которых исторически хранились в Виченце, а другие приобретались для русских императорских и частных собраний на протяжении нескольких столетий.
«Венецианская живопись XVIII века ознаменовала собой последний яркий расцвет в истории итальянского искусства,— подчеркивает Виктория Маркова, главный научный сотрудник ГМИИ и хранитель итальянской живописи.— В собраниях как Москвы, так и Виченцы она представлена с большой полнотой и включает работы мастеров высочайшего уровня. Однако в любом музейном собрании неизбежны лакуны, ведь реальная жизнь искусства всегда богаче и многограннее любой, даже самой полной, коллекции. Объединение собраний позволяет выстроить более цельную картину, предложив зрителю не просто отдельные произведения выдающегося художественного уровня, но панораму развития искусства на протяжении целого столетия».