Транзит в прошлое
Украина хочет вернуть «Газпром» в девяностые
17 июля в Берлине начнется первый раунд трехсторонних переговоров о судьбе Украины как транзитера российского газа после 2019 года. Для начала России, Украине и Еврокомиссии предстоит определить круг обсуждаемых вопросов, который может оказаться очень широким. Так, Владимир Путин 16 июля связал продолжение транзита с завершением споров «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» в Стокгольмском арбитраже. «Нафтогаз», напротив, предлагает Москве в числе прочего отменить экспортную монополию «Газпрома» и поднять объем транзита до уровня 1990-х годов.
Новые переговоры между Россией, Украиной и Еврокомиссией, которые начнутся 17 июля в Берлине, отражают очередной этап сокращения роли Киева в транзите российского газа. Если сразу после распада СССР через Украину проходило более 90% экспорта газа из РФ, то после ввода газопроводов «Ямал—Европа» через Белоруссию в Польшу и «Голубого потока» в Турцию этот уровень упал до 75%, а с постройкой первого «Северного потока» — примерно до 50%. Теперь строительство «Северного потока-2» (Nord Stream 2) и «Турецкого потока» грозит сокращением украинского транзита до 20–30 млрд кубометров в год (10–15% российского экспорта в Европу), и ситуация для Киева становится болезненной, поскольку требует реформирования газотранспортной системы (ГТС) и сокращения трубопроводных мощностей в несколько раз.
Дональд Трамп, президент США, 12 июля
Поток долларов в Россию по трубопроводу неприемлем!
Позиция Украины перед переговорами заключается в том, что процесс сокращения транзита надо повернуть вспять. 16 июля «Нафтогаз» опубликовал свои предложения по тарифам на транзит по истечении текущего контракта с «Газпромом» после 2019 года. «Нафтогаз» готов понизить ставку транзита с текущего уровня на 20%, до $2,17 за 1 тыс. кубометров на 100 км, если объем транзита вырастет до 141 млрд кубометров в год, то есть до уровня 1998 года. По мнению «Нафтогаза», это возможно, если РФ перестанет блокировать поставки газа из Средней Азии и отменит экспортную монополию «Газпрома». Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев заявил, что эти ставки ниже, чем по «Северным потокам».
Последнее заявление явно не соответствует действительности. Ставка по «Северному потоку-1» в 2017 году, по расчетам “Ъ”, составила около $1,7 за 1 тыс. кубометров на 100 км. По «Северному потоку-2» она будет в районе $2 даже без учета того, что проект полностью принадлежит «Газпрому» и он будет платить за транзит себе. Вызывает сомнение и техническая способность украинской ГТС сейчас принять 140 млрд кубометров, отмечает Мария Белова из Vygon Consulting. Она напоминает, что «Нафтогаз» подал против «Газпрома» новый иск в Стокгольмский арбитраж и требует $11 млрд компенсации за обесценение ГТС из-за прекращения транзита после 2019 года. «Это похоже на предложение — не хотите возмещать $11 млрд, прокачивайте 140 млрд кубометров»,— полагает госпожа Белова, отмечая, что подход «не выдерживает проверки на здравый смысл».
Российская сторона, видимо, тоже будет поднимать на переговорах тему арбитража. В понедельник Владимир Путин, комментируя тему «Северного потока-2» на совместной пресс-конференции с президентом США Дональдом Трампом, заявил, что Россия готова продлить транзитный контракт с Украиной «в случае урегулирования спора между хозяйствующими субъектами в Стокгольмском арбитражном суде». Помимо вышеуказанного иска «Нафтогаза», имеется апелляция «Газпрома» на два предыдущих решения арбитража, которая сейчас рассматривается, и решение едва ли будет вынесено до конца 2019 года. Если Россия действительно собирается увязать достижение приемлемого для себя соглашения по всем этим спорам с «Нафтогазом» с продлением транзита, переговоры могут оказаться еще более тяжелыми, чем можно было предположить.
Впрочем, пока Москва в ходе переговоров решает тактическую задачу — подтверждает свое обещание не обнулять транзит через Украину, под залог которого Германия согласилась поддерживать «Северный поток-2». Поддержка Берлина необходима, в частности, для того чтобы убедить Данию дать разрешение на прокладку трубы через свои территориальные воды — это сейчас единственное препятствие для начала строительства. Старт прокладки сразу усилит позиции «Газпрома» в переговорах с Украиной.