Детей не отпускают под внешнюю опеку
Законопроект о правах недееспособных может быть принят в усеченном виде
Госдума с 17 по 19 июля рассмотрит законопроект, повышающий защиту прав недееспособных и частично дееспособных граждан. Перед вторым чтением из него были убраны поправки, касающиеся интересов несовершеннолетних, живущих в детских домах и интернатах.
Проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан» более известен как «законопроект о распределенной опеке». Он предлагает ввести институт внешних опекунов для взрослых и детей с ментальными нарушениями развития, лишенных дееспособности или ограниченных в ней и живущих в интернатных учреждениях. Кроме этого, законопроект позволит взрослым и детям, живущим дома, не попадать в интернаты после утраты попечения близких родственников.
Сегодня единственным опекуном и защитником прав таких граждан является учреждение — детский дом-интернат для детей с умственной отсталостью или психоневрологический интернат. По мнению авторов законопроекта, такое положение способствует нарушению прав в интернатах, поскольку учреждения закрыты от внешнего контроля. Над законопроектом с 2013 года трудилась рабочая группа Совета федерации, в которую входили сенаторы, чиновники и представители НКО. «Сегодня ребенок или взрослый с ментальной инвалидностью может в одночасье лишиться дома и оказаться в интернате, если он лишился близких,— говорит директор правовой группы Центра лечебной педагогики Роман Дименштейн.— Законопроект позволяет ему выбрать несколько опекунов, в том числе дальних родственников или некоммерческую организацию, которые поддержат его дома». При этом эксперт подчеркивает, что такая НКО должна соответствовать требованиям, предъявляемым органами опеки к опекунам и попечителям, а также иметь специальную подготовку.
Положительное заключение на законопроект уже дали Совет федерации, правительство, в том числе Минтруд и Минобразования. 7 июня 2016 года Госдума единогласно приняла его в первом чтении. Получил он поддержку и со стороны РПЦ. Глава синодального отдела РПЦ по церковной благотворительности и социальному служению епископ Пантелеимон заявил в январе этого года, что с принятием закона «и церковь, и добровольцы, и сестры милосердия, и общество смогут участвовать в жизни ментальных инвалидов, активно им помогать». По словам юриста синодального отдела Натальи Стариновой, нынешнее законодательство позволяет администрации интерната в любой момент закрыть двери перед волонтерами и правозащитниками. «Наши волонтеры видят в интернатах, что у одного человека нет очков, хотя они ему очень нужны, другого не научили читать, хотя могли бы, третьему не сделали операцию, которая ему жизненно необходима… Они становятся свидетелями и жестоких нарушений прав человека в интернате. Но во всех этих случаях сегодня мы не можем сделать практически ничего. Мы не можем работать с медицинскими документами живущего в интернате человека, не можем проверить, как государство его обеспечивает, не можем ознакомиться с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Если мы начнем говорить о каких-то нарушениях, то нам сразу скажут "до свидания"»,— говорит она.
«Законопроект направлен на повышение гарантий реализации прав людей, нуждающихся в опеке и попечительстве и особой заботе государства, как взрослых, так и детей, и призван существенно улучшить их жизнь»,— говорится и в заключении Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека от 9 февраля 2018 года. Там же отмечается, что документ «должен быть принят в концептуально целостном виде».
Однако ко второму чтению целостность сохранить не удалось — из законопроекта исчезли все поправки, касающиеся назначения внешних опекунов для несовершеннолетних в интернатах. Исключить «детскую часть» предложили на заседании временной рабочей группы комитета по вопросам семьи, женщин и детей ГД РФ. Обсуждение проходило в закрытом для прессы режиме. По данным “Ъ”, на урезанной версии законопроекта настаивало государственно-правовое управление президента РФ. Противники «детской части» законопроекта полагают, что он нарушит право несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения, на семейное устройство. По их мнению, нынешнее законодательство обязывает опекуна не только заботиться о развитии ребенка, но и проживать вместе с ним, а законопроект о распределенной опеке позволит внешнему опекуну не жить совместно с ребенком. Таким образом, при внесении соответствующих поправок в закон об опеке и попечительстве это может привести к тому, что постоянные опекуны станут помещать опекаемых в учреждения. Кроме того, оппоненты «целостного» законопроекта считают, что в нем нет четкого терминологического различия между временной опекой на период пребывания ребенка в организации для детей-сирот и опекой в целом.
Однако соавторы законопроекта утверждают, что назначение внешних опекунов для детей в интернатах является исключительно временной мерой — до устройства ребенка в семью. «В законопроекте прямо записано, что внешняя опека действует до устройства ребенка в семью и внешний опекун никак не может влиять на этот процесс,— поясняет Роман Дименштейн.— Ребенок остается в федеральном банке данных, и любой кандидат в приемные родители может забрать его в семью. Как только это происходит, вся внешняя опека сразу отменяется».
По словам господина Дименштейна, в учреждениях много детей с серьезными заболеваниями, подростков и сиблингов, они не устраиваются в семьи быстро, а многие не устраиваются совсем. «Для таких детей законопроект предоставляет возможность назначения дополнительного опекуна. Это поможет открыть двери этих учреждений и предоставить возможность для всестороннего развития ребенка и его интеграции в общество. И такая законодательная возможность должна быть»,— говорит он. Аналогичной позиции придерживается и Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и по правам человека: назначение внешнего опекуна ребенку, помещенному под надзор организации, «позволит вскрыть нарушения его прав и интересов», а привлечение социально ориентированных НКО к реальному выполнению функций опекуна и попечителя «соответствует современному уровню развития гражданского общества». «Интернаты, исполняя функции опекуна… значительного числа подопечных детей, не способны гарантировать выявление и выражение интересов каждого из них,— говорится в заключении правозащитного органа.— Привлечение внешнего опекуна будет содействовать всестороннему развитию конкретного ребенка, обеспечению его индивидуальных потребностей и реализации его способностей». Совет по правам человека убежден, что исключение «детской части» из законопроекта является дискриминацией и «снижением гарантий прав детей», помещенных под надзор государственных учреждений. Напомним, что сегодня в федеральном банке данных около 50 тыс. детей, нуждающихся в родительском попечении.