Неэффективные предприятия сдерживают рост производительности
Мониторинг макроэкономики
Рост совокупной производительности факторов (СПФ) производства после 2008 года происходил за счет небольшой группы крупных предприятий-лидеров, констатируют аналитики департамента исследований и прогнозирования (ДИП) ЦБ в бюллетене «О чем говорят тренды». Средние же темпы роста СПФ в 2008–2015 годах замедлялись (см. график), что негативно повлияло на развитие российской экономики после мирового финансового кризиса.
Как отмечают в ДИП, логика «созидательного разрушения» предполагает, что менее производительные предприятия уходят с рынка или проходят через реструктуризацию. В России наиболее эффективные предприятия увеличивают выпуск продукции и постепенно занимают все большую долю рынка, отстающие же хотя и сокращаются в размерах, но все равно остаются на нем. В результате средние темпы роста СПФ по экономике снижаются, а факторы производства блокируются в неэффективных производствах.
Отраслевой рост СПФ обычно обеспечивали 10% наиболее эффективных компаний, но траектории развития «догоняющих» компаний существенно отличаются в разных секторах экономики. Например, в добыче полезных ископаемых отрыв наиболее эффективных предприятий очень большой, производительность отстающих компаний снижается. В обрабатывающей промышленности рост СПФ демонстрирует гораздо больше компаний, а лидеры не обладают большим преимуществом. В сфере услуг увеличение СПФ не показывает даже группа наиболее эффективных предприятий, производительность в этих отраслях резко падает после 2008 года и либо стагнирует, либо продолжает снижаться.
Для решения задачи повышения темпов роста совокупной производительности факторов нужно создать условия для более быстрого ухода неэффективных компаний с рынков — можно упростить процедуру банкротства, оказывать господдержку растущим предприятиям вместо проблемных, разработать программы переквалификации или трудоустройства работников из неэффективных компаний, считают в ДИП. Кроме того, необходимо создать стимулы для снижения издержек предприятий, для чего государство могло бы снять «многие неоправданные регуляторные и административные барьеры, которые дорого обходятся российским компаниям», полагают экономисты.