Где побывали и сколько потратили зрители ЧМ-2018
Неспортивная статистика турнира — в 11 графиках
26 июля Госдума приняла законопроект о продлении до конца года безвизового въезда в Россию по паспортам болельщиков — Fan ID. Ранее Минкомсвязь России сообщала, что всего по итогам ЧМ было оформлено 1,83 млн паспортов. Некоторые статистические неигровые итоги турнира — в графиках “Ъ”.
По данным FIFA, 64 матча ЧМ-2018 в 11 российских городах посетили 3,03 млн зрителей. Рекорд по этому показателю был установлен в 1994 году в США, когда матчи посетили 3,59 млн зрителей.
Средняя посещаемость матчей ЧМ-2018 составила 47,4 тыс. зрителей. Средняя заполняемость стадионов — 98%. Самыми посещаемыми стали все семь матчей на московском стадионе «Лужники». Их, включая финал, посетили по 78 011 зрителей. Меньше всего людей присутствовало на матче групповой стадии Египет—Уругвай — 27 015 человек.
Самым упоминаемым в соцмедиа стал также стадион «Лужники». По данным компании «Медиалогия», в соцсетях, на форумах и в блогах с 30 июня по 15 июля он упоминался 143,4 тыс. раз. На втором месте оказался сочинский «Фишт» — 42,9 тыс. упоминаний.
Самыми популярными сборными по упоминаемости в соцсетях после России (2 млн упоминаний) оказались Хорватия (1 млн), Испания (580,5 тыс.) и Франция (501 тыс.).
По предварительным данным Ростуризма, города проведения ЧМ посетили 5 млн туристов, включая 2,9 млн иностранцев. По данным Ассоциации туроператоров России, количество болельщиков достигло 5,7 млн, из которых 49% оказались иностранцами. Для сравнения: на ЧМ-2014 в Бразилии побывали 1,02 млн иностранных туристов.
Основной поток пришелся на Москву — более 2,7 млн человек. Прирост числа туристов в городах-организаторах составил в среднем 74% (от 19% в Москве до 1678% в Саранске).
Самыми многочисленными иностранными болельщиками на ЧМ стали граждане США: они приобрели 88,8 тыс. билетов на матчи. На втором месте оказались бразильцы (72,5 тыс.), на третьем — колумбийцы (65,2 тыс.).
В организации чемпионата помогали более 35 тыс. волонтеров из 112 стран. За порядком на объектах ЧМ следили 20,9 тыс. сотрудников безопасности. Более 16 тыс. журналистов, аккредитованных FIFA, освещали чемпионат, а на стадионах работали 17,4 тыс. стюардов.
Между городами был организован бесплатный междугородний проезд для персонала и болельщиков. Всего было выделено 734 железнодорожных состава на 444,6 тыс. мест. Как сообщает РЖД, за время ЧМ болельщики вынесли из этих поездов имущества примерно на 1 млн руб., включая подстаканники и одеяла.
Более 7 млн человек посетили площадки Фестиваля болельщиков FIFA в 11 городах. Там сыграли около 650 музыкальных групп — всего 330 часов живой музыки. Самую популярную фан-зону — на Воробьевых горах — посетили свыше 1,6 млн болельщиков.
На стадионах во время чемпионата мира было продано 4,3 млн единиц напитков, а также более 500 тыс. хот-догов. По данным производителя онлайн-касс «Эвотор», продажи товаров с футбольной символикой во время ЧМ увеличились в 20 раз. Средний чек сувенирной продукции футбольной тематики составил 1,2 тыс. руб.
По данным компании «Эвотор», оборот ресторанов и кафе по всей России во время ЧМ вырос на 16%, а в городах проведения турнира — на 31%. Оборот пива по всей России вырос на 42%. Любопытно, что оборот русских кокошников вырос в 16 раз, а средний чек за них поднялся с 330 руб. в июне до 910 руб. в июле.
Всего же, по оценкам АНО «Оргкомитет Россия-2018», один зарубежный фанат тратил в день 17,7 тыс. руб, а суммарно болельщики в России оставили 121 млрд руб. По подсчетам Сбербанка, болельщики из 194 стран потратили за время ЧМ с помощью банковских карт $1,5 млрд. Оценка была произведена «путем экстраполяции с учетом долей рынка Сбербанка». Лидерами по тратам стали болельщики из США.
По данным компании «Медиалогия», самыми популярными брендами в соцсетях, упоминаемыми в контексте ЧМ, за прошедший месяц стали Coca-Cola, Сбербанк и Adidas.
Матч открытия ЧМ, в котором Россия обыграла Саудовскую Аравию со счетом 5:0, в России посмотрели 18,05 млн телезрителей. Трансляцию матча 1/4 финала Россия—Хорватия на «Первом канале» смотрели порядка 24 млн телезрителей, что стало наивысшим рейтингом среди всех трансляций ЧМ в России с 2002 года, когда матч Япония—Россия посмотрели 26,3 млн телезрителей.
FIFA еще не опубликовала данные по мировой ТВ-аудитории матчей ЧМ, однако эксперты ожидают показатель не ниже 2014 года (3,2 млрд человек). По прогнозам FIFA, доходы от ТВ-трансляций ЧМ-2018 составят $3 млрд. Для сравнения: доходы от трансляций ЧМ-2014 в Бразилии равнялись $2,5 млрд.
При этом телетрансляции матчей могли обернуться убытками для работодателей в тех часовых зонах, где матчи попадали на разгар рабочего дня. По данным Statista, продуктивность могла пострадать больше всего в Рио-де-Жанейро и Нью-Йорке, где было зафиксировано максимальное совпадение времени трансляций с рабочим временем.
Примечательно, что призовой фонд ЧМ за 20 лет вырос в 7,5 раза и в 2018 году составил $791 млн. На прошлом чемпионате мира в Бразилии призовой фонд равнялся $576 млн.
По данным «Лиги ставок», общий объем ставок за месяц ЧМ в работающих в России букмекерских компаниях составил 200-250 млрд руб., включая серый рынок, то есть ставки в зарубежных компаниях без российской лицензии. Для сравнения, по итогам 2017 года объем ставок достиг 677 млрд руб.
Что касается допинга, то из 3985 взятых у футболистов проб не было выявлено ни одной положительной. Об этом сообщала пресс-служба FIFA.