«Южуралмосту» уступают набережную
Согласован проект концессионного соглашения по благоустройству берега реки Миасс
Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Челябинска начал прием заявок на участие в конкурсе на право заключения концессионного соглашения по созданию культурно-досугового комплекса «Набережная искусств». Ранее московская инвестиционная группа «РВМ Капитал» презентовала план преобразования набережной стоимостью 1,3 млрд руб. Однако в итоге администрация города согласовала проект соглашения, предложенный ООО «Набережные Челябинска» — дочерней компанией АО «Южуралмост». Инвестор в течение пяти лет обязуется создать сквер и реконструировать здания на берегу реки Миасс, стоимость проекта — 910 млн руб. По мнению эксперта, власти навязывают «Южуралмосту» этот проект в качестве «социальной нагрузки».
На прошлой неделе комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Челябинска (КУИЗО) начал прием заявок на участие в конкурсе на заключение концессионного соглашения по созданию культурно-досугового комплекса «Набережная искусств». Согласно сведениям, опубликованным на официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов, заявки на участие принимаются до 24 августа, подведение итогов — 31 августа. Концедентом выступает КУИЗО. Срок действия соглашения — пять лет. Общий объем инвестиций в проект составит 910,6 млн руб., из которых 111,1 млн — собственные средства инвестора в форме субординированного займа, 799,5 млн — заемные средства в виде коммерческого кредита.
С инициативой преобразить берег реки Миасс в центре города уже выступило ООО «Набережные Челябинска»: 10 июля распоряжением администрации города был согласован проект концессионного соглашения, предложенный компанией. Согласно проекту концессионного соглашения «Набережные Челябинска» обязуются создать «культурно-досуговый комплекс, включающий в себя технологически связанные между собой объекты недвижимого и движимого имущества социально-культурного назначения, расположенные по адресам: улица Труда, 66, улица Труда, 70 и на южном берегу пруда Челябинской ГРЭС на реке Миасс от улицы Кирова до створа улицы Пушкина». Планируется реконструировать памятник архитектуры — здание бывшей городской думы (дом Колбина на улице Труда, 66), укрепить берег реки подпорной стенкой, создать сеть пешеходных и велосипедных дорожек, зону отдыха, установить детские игровые площадки, торговые павильоны и кафе.
По данным «СПАРК-Интерфакс», компания «Набережные Челябинска» была создана в декабре 2017 года. Учредитель и владелец 100% доли уставного капитала организации — АО «Южуралмост» (Магнитогорск) — крупнейший подрядчик в дорожной отрасли Челябинской области. По данным озвученным ранее Челябинским УФАС, доля «Южуралмоста» на рынке в целом по региону превышает 50%, а в Челябинске достигает 95%.
В соответствии с федеральным законодательством, если в течение 45 дней не поступит иных заявок о готовности участвовать в конкурсе, то концессионное соглашение может быть заключено с единственным участником, то есть с «Набережными Челябинска».
Напомним, что в апреле этого года инвестиционная группа «РВМ Капитал» (Москва) также объявила о намерении взять в концессию объекты на берегу реки Миасс на 15 лет и презентовала собственный проект реконструкции набережной стоимостью 1,3 млрд руб. «С нашей стороны была полная готовность инвестировать необходимые средства. Но у города появился местный инвестор, готовый реализовать данный проект, и наше участие в нем стало излишним. Замечу, что региональный, да еще и профильный инвестор — это существенный плюс для региона. Так как мы не отказываемся от своих намерений инвестировать в проекты на территории Челябинской области, средства, которые мы планировали направить на редевелопмент набережной, будут направлены на реализацию других, не менее значимых инвестиционных проектов, в том числе, в рамках государственно-частного партнерства»,— сообщил “Ъ-Южный Урал” генеральный директор инвестиционной группы Феликс Блинов, не уточнив, о каких именно проектах идет речь. По его словам, компания «не будет абстрагироваться» от реконструкции набережной, а передаст согласованный проект новому концессионеру и готова при необходимости оказать «любую консультационную помощь».
В администрации Челябинска не смогли пояснить, почему отказались от предложения московских инвесторов. «Предложение о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения от “РВМ Капитал” в комитет не поступало»,— говорится в ответе КУИЗО Челябинска на запрос “Ъ-Южный Урал”.
В компании «Южуралмост» намерения инвестировать в благоустройство берега Миасса никак не комментируют: устный и письменный запросы остались без ответа. Директор ООО «Набережные Челябинска» Константин Зарипов отказался разговаривать с “Ъ-Южный Урал”, посоветовав обратиться в администрацию города.
По мнению директора проектной компании «УралНИИСтромПроект» Василия Важенина, скорее всего, «Южуралмосту» навязали реконструкцию набережной, поскольку профессиональных инвесторов вряд ли заинтересует проект, не имеющий прочной экономической составляющей, которая позволила бы окупить такие большие вложения. «Наверное, это единственная компания, у которой сейчас есть в обороте свободные средства, которые можно пустить в другое направление. Что касается “РВМ Капитал”, насколько я знаю, они представили идею, но дальше это никуда не пошло: не последовало конкретного предложения, как они будут зарабатывать, что они будут строить. Сейчас, наверное, проект на таком этапе, что нужно кого-то все-таки найти, и для страховки власти хотят использовать финансовые средства “Южуралмоста”, который имеет миллиардные дорожные контракты и может рискнуть своими прибылями. Но опять же должна присутствовать экономическая составляющая. Даже если “Южуралмост” получит в качестве социальной нагрузки этот объект, то, скорее всего, он сделает все на примитивном уровне, так, чтобы минимизировать свои расходы, но сдержать данное губернатором обещание о реконструкции набережной»,— прокомментировал господин Важенин.