Проблема выливается в оборотные штрафы для АЗС
Что предлагает Росстандарт в борьбе с недостачей топлива
Заправки могут начать штрафовать за недолив топлива — Росстандарт предлагает взыскивать с АЗС 1% от годового оборота, а при повторном нарушении — 3%. В агентстве выступили с такой инициативой после недавней проверки Федерации автовладельцев России, которая выявила, что бензин недоливают на 76% заправок.
Заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кулешов рассказал «Коммерсантъ FM», что такая мера не станет губительной для АЗС, но заставит их задуматься.
«Мы предлагаем зеркальную меру. В части физико-химических свойств топлива обманывать потребителей можно в двух направлениях — по качеству и по количеству. Соответственно, насчет качества АЗС немножко начали задумываться о целесообразности нарушений. Но сейчас у нас появляются сигналы, что по количеству имеются замечания. Когда мы в свое время предлагали ввести оборотный штраф по физико-химическим свойствам, то исходили из того, что это была бы достаточно существенная мера, но она бы ни в коем случае не приводила ни к банкротству, ни к закрытию заправок. Это просто такой болезненный укол, который заставляет задумываться. Когда мы говорим об оборотных штрафах в части недолива, то, в принципе, точно такую же идеологию преследуем.
Сегодня можно точно сказать только одно — все участники рынка, все заинтересованные стороны признают, что проблема существует.
И технические возможности по недоливу имеются, и фактические недоливы осуществляются со стороны этих недобросовестных организаций», — подчеркнул Алексей Кулешов.
В Российском топливном союзе убеждены, что перед властями стоит задача лишь нарастить сборы с заправок, а не навести порядок. Проблема с недоливом бензина преувеличена, считает исполнительный директор организации Григорий Сергиенко.
«Чиновники придумали новое наказание. Уже действуют оборотные штрафы применительно к несоблюдению требований технического регламента. Просто теперь их хотят распространить на метрологические требования. Между тем, расчеты общественного мониторинга по поводу недолива топлива на АЗС — это филькина грамота. Меня несколько удивляет позиция Росстандарта, который при принятии своих инициатив по поводу увеличения штрафов опирается на какие-то липовые данные непонятных организаций, полученные на основании непонятных методик. Кроме того, недоливами и борьбой с ними должен заниматься Роспотребнадзор, а он вообще на заправки не ходит, потому что нет практики в этих вопросах. Что касается нарушений метрологических требований, то это компетенция Росстандарта. Он может проверять каждую заправку раз в три года и то после предварительного предупреждения. Неожиданно он может прийти, только если кто-то из потребителей обратится в ведомство с соответствующей жалобой», — пояснил Григорий Сергиенко.
Сам автомобилист не способен распознать то, что ему недолили топливо. Меры по контролю за заправками нужно усилить, но важно не допустить злоупотреблений, считает глава правления некоммерческого партнерства «Совет по товарным рынкам» Илья Мороз.
«Для того чтобы измерить сам факт недолива, должно применяться сертифицированное оборудование, специальные методологии и технологии. Главное — не допустить субъективного мнения и не наказать оборотными штрафами те компании, которые в этом не виноваты. Это вопрос очень серьезный. Некоторые заправщики, скажем так, воспользовались этим приемом для того, чтобы каким-то образом повлиять на свое ценообразование и на маржинальность, потому что были убытки. В любом случае, этому нет оправдания и это не способ для того, чтобы за счет автолюбителей решать свои проблемы. Наводить порядок, разумеется, нужно. Главное, чтобы эти стандарты находились в рамках разумного. Если эти меры будут в рамках нормальных, прозрачных и понятных правил, то я считаю, что они во благо», — сказал Илья Мороз.
В Росстандарте также рассчитывают внести поправки в законодательство, которые позволят инспекторам агентства проводить проверки на заправках под видом тайных покупателей.