«Медведи» пришли на добычу
Котировки нефти падают из-за избытка предложения
Котировки европейских сортов нефти на торгах во вторник обновили трехмесячные минимумы. С начала недели сорта Brent и Urals подешевели на 6%, а с середины прошлой недели — более чем на 10%. «Медвежьей» игре на рынке нефти способствует наращивание ее добычи участниками соглашения ОПЕК+. Впрочем, значительного снижения цен участники рынка в ближайшей перспективе не ждут, оценивая диапазон колебаний в $65–75 за баррель.
По данным агентства Reuters, вчера котировки основных сортов европейской нефти на спот-рынке опускались более чем на 1%. Так, стоимость североморской нефти Brent достигала $69,09 за баррель, минимального значения с 10 апреля. Стоимость российской нефти Urals снижалась до $68,5 за баррель, что также является трехмесячным минимумом. На срочном рынке котировки ближайших фьючерсных контрактов достигали отметки $71,35 за баррель. Во второй половине дня цены отыграли часть падения — в частности, стоимость нефти Brent превысила уровень $72 за баррель, российская Urals поднялась выше $69 за баррель. Впрочем, по сравнению с закрытием прошлой недели котировки остались ниже на 6%.
Игра на понижение на нефтяном рынке ведется с середины минувшей недели, и за это время цены на нефть снизились более чем на 10%. Как считает аналитик рынка сырьевых товаров Julius Baer Карстен Менке, риски, связанные с возможной нехваткой предложения, подтолкнувшие котировки к $80 за баррель в начале лета, уступают место опасениям перепроизводства. И для этого есть все основания. По словам руководителя управления рынков и акций Альфа-банка Бориса Красноженова, Саудовская Аравия объявила о планах по увеличению поставок нефти потребителям в Азии в ближайшие месяцы, а Россия увеличила добычу на 273 тыс. баррелей в сутки по сравнению с квотой, установленной в 2016 году. Помимо этого, нарастили суточную добычу нефти Ливия (до 650–700 тыс. баррелей), Ангола (до 1,51 млн баррелей) и Ирак (до 4,05 млн баррелей). В дополнение к этому, как отмечает финансовый аналитик «БКС Премьер» Александр Тараскин, по данным западных СМИ, американские чиновники изучают возможность использования стратегических нефтяных резервов, которые оцениваются в 660 млн баррелей, если наращивание добычи не предотвратит повышения цен. При этом рассматривается и возможность «тестовой» поставки на рынок нефти из резервов в размере 5–30 млн баррелей.
Фактором неопределенности остается и Иран. Министр иностранных дел Джавад Зариф во вторник заявил, что некоторые из стран, стремящихся сохранить иранское ядерное соглашение, приняли ряд мер, которые позволят Ирану продолжить поставки нефти. И участники рынка считают, что основным покупателем иранской нефти станет Китай, заменяя ею поставки из США, особенно на фоне разгорающейся торговой войны между двумя крупнейшими мировыми экономиками. Уже появились слухи о возможном введении Китаем импортных пошлин (25%) на нефть из США в случае дальнейшего роста напряженности в отношении между странами.
В таких условиях Карстен Менке считает, что сектор по-прежнему характеризуется повышенной неопределенностью, связанной с малопредсказуемыми политическими факторами. При этом контроль за инвестициями и инфляция издержек вряд ли помогут сдержать развитие сектора, тогда как инфраструктурные ограничения будут оставаться сдерживающим фактором в ближайшей перспективе. Впрочем, по мнению экспертов, существенное снижение цен на топливо маловероятно. По оценке Бориса Красноженова, до конца года цены на нефть сохранятся в диапазоне $65–75 за баррель при отсутствии существенных геополитических (перекрытие Ормузского пролива Ираном) и экономических (существенная девальвация юаня) рисков.