Тележки прикатили к Кремлю

Владимира Путина просят заняться ремонтом вагонов

Как стало известно “Ъ”, глава «Ростеха» Сергей Чемезов решил привлечь высшее руководство страны к решению узкоотраслевой, хотя и значимой проблемы унификации правил ремонта вагонных тележек. Он попросил Владимира Путина поддержать позицию входящего в «Ростех» Уралвагонзавода (УВЗ), президент поручил правительству «рассмотреть и поддержать» запрос. На УВЗ необходимость привлечения первых лиц связывают с рисками для безопасности перевозок, в то время как владельцы вагонов полагают, что речь идет о желании УВЗ увеличить влияние на рынке ремонта.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Вопрос об унификации ремонта тележек для грузовых вагонов наиболее распространенного образца (модель 18–100 производства УВЗ и родственные ей, на которых базируется около 80% парка) вынесен на рассмотрение Владимира Путина. 4 июля письмо с просьбой поддержать позицию УВЗ в этом вопросе президенту написал глава контролирующего УВЗ «Ростеха» Сергей Чемезов (“Ъ” знаком с содержанием письма). Господин Чемезов пишет, что за последние десять лет «значительно возросло» количество фактов оборудования вагонов копиями тележек и «изменения их конструкции без согласования с разработчиком», что привело к нарушению безопасности движения. Он просит поручить Минтрансу и ОАО РЖД совместно с Объединением вагоностроителей «обеспечить внедрение разработанной УВЗ документации по эксплуатации и ремонту всех вагонов на тележке модели 18–100 и ее аналогов, эксплуатируемых в РФ». В «Ростехе» подтвердили подлинность письма.

Президент 5 июля наложил на письмо резолюцию с просьбой премьеру Дмитрию Медведеву «рассмотреть и поддержать». В аппарате вице-премьера Максима Акимова “Ъ” пояснили, что письмо отправлено в Минтранс и Минпромторг для выработки предложений. В Минпромторге и Минтрансе заявили, что письмо получили и прорабатывают. В ОАО РЖД от комментариев воздержались.

Как неоднократно писал “Ъ”, УВЗ давно добивается введения единообразных ремонтных процедур для всех тележек образца 18–100 и разработал для них ремонтную документацию (РД). Но это встретило сопротивление собственников вагонов и других вагоностроителей, опасавшихся масштабные убытков (несколько миллиардов рублей) и ограничения конкуренции в ремонтах. Чиновник, знакомый с позицией Минтранса, говорит, что и министерство не поддерживает новую РД, задним числом существенно меняющую условия ремонта купленных вагонов.

«Уже больше половины — 110 — предприятий вагонно-ремонтного комплекса перешли на разработанную нами РД,— говорят на УВЗ.— Документация прошла приемочные испытания с участием ОАО РЖД и органов власти». Ряд операторов вагонов «не могут смириться с мыслью о необходимости соблюдения требований законов и нормативных документов», регулирующих ремонты, что негативно сказывается на безопасности перевозок, добавляют в компании. На УВЗ считают, что за пять-семь лет стоимость ремонта «благодаря усилиям операторов» упала вдвое за счет ухудшения качества, а цены на новые вагоны выросли в полтора раза. Это «серьезнейшая проблема с очень серьезными и опасными последствиями», заявили на предприятии, «поэтому и обращено внимание на самом высоком уровне».

Источник “Ъ” среди операторов полагает, что соображения безопасности в действиях УВЗ вторичны, а первично стремление заработать на продаже РД вагоноремонтным предприятиям и поднять стоимость ремонта.


В своем письме Сергей Чемезов также просит «привести в соответствие с законодательством ЕАЭС и РФ акты Совета по железнодорожному транспорту СНГ в отношении вагонов, эксплуатируемых на российских железных дорогах». Совет включает железнодорожные администрации 18 стран с российской шириной колеи (1520 мм). Как писал “Ъ” 13 июня, Россия пыталась провести через совет решение о том, что все вагоны, ездящие в РФ, независимо от страны-собственника должны ремонтироваться только в соответствии с регламентом Таможенного союза и правилами технической эксплуатации. Это не прошло как решение, но позиция России была зафиксирована в виде особого мнения, на основе которого российские ведомства уже приняли ряд документов. Участники рынка выражали опасение, что единое пространство 1520 будет разрушено из-за введения сепаратных ремонтных регламентов (подробнее см. "Ъ-Онлайн").

Наталья Скорлыгина

Россия и Совет по железнодорожному транспорту СНГ

Позиция РФ относительно деятельности Совета по железнодорожному транспорту СНГ неоднозначна. Напомним, существующий порядок ремонта вагонов, допускающий взаимозаменяемость деталей между разными версиями тележки 18–100, регулируется документом, принятым как раз на уровне совета. Как рассказал “Ъ” источник, видевший июльское письмо главы Ространснадзора Виктора Басаргина гендиректору ОАО РЖД Олегу Белозерову, по мнению ведомства, содержание документов, утверждаемых на Совете СНГ, куда входят в числе прочего семь стран Евросоюза и четыре члена НАТО, «в подавляющем числе случаев не отвечает интересам российских железных дорог», хотя на Россию приходится более 50% протяженности железнодорожных путей Содружества и более 75% всех грузовых вагонов. Сам господин Белозеров 3 июля просил в своем письме главу Минтранса Евгения Дитриха привлечь ОАО РЖД к работе над приказом, вводящим постановления последнего заседания Совета СНГ в РФ, отмечая, что непривлечение холдинга «не позволило в полной мере провести анализ соответствующих рисков утраты технологического единства перевозочного процесса железных дорог государств—участников Содружества». Источник, знакомый с ситуацией, говорит, что ОАО РЖД и Минтранс уже выработали компромиссный вариант приказа.

Собеседники “Ъ” среди операторов считают, что от техрегулирования на уровне Совета СНГ отказываться нельзя. «Вопросы технического регулирования — изменения в техническую, ремонтную и конструкторскую документацию — согласовывались экспертным советом при вагонной комиссии Совета СНГ, в состав которого исторически входят УВЗ и ОВК»,— говорит источник “Ъ” среди операторов. Коллегиальная выработка решений позволяет формировать объективный подход к технической политике — без учета коммерческих интересов отдельных вагоностроителей, добавляет он.

Наталья Скорлыгина

Вся лента