История «иностранного агента» набирает обороты
Что представляет из себя организация Марии Бутиной «Право на оружие»
Американский Минюст обвинил россиянку Марию Бутину в незаконной деятельности иностранного агента. В России она создала ассоциацию «Право на оружие» и ратовала за возможность свободного обращения пистолетов и короткоствольных винтовок. Что это за организация и как она связана с США? Об этом — Иван Якунин.
«Россияне, вооружайтесь!» — эти слова перед камерой произнес влиятельный американский политик, консерватор и «ястреб» Джон Болтон, ныне советник президента США по национальной безопасности. Дело было в 2013 году: «Наша вторая поправка устанавливает партнерство между государством и гражданами. Разрешив нам носить оружие, государство не отказалось нас защищать, скорее, позволило нам защищаться самостоятельно. Если российские власти разрешат свободную продажу оружия, они тоже установят партнерство со своим народом».
Видеообращение он записал по просьбе ассоциации «Право на оружие». Это малоизвестная организация российских сторонников свободного оружия, количество членов — менее 5 тыс. Движение в 2011 году основала выпускница Алтайского госуниверситета Мария Бутина, которой на тот момент было всего 22 года. Вот ее речь на первом съезде ассоциации: «Это, пожалуй, первый пример для нашей страны, когда все политические соображения просто отставлены в сторону ради борьбы за право гражданина на оружие, соответственно, право необходимой обороны и, естественно, право на жизнь».
Теперь ее имя во всех крупных англоязычных изданиях. Выдержка из обвинительного документа, опубликованного на сайте Минюста США: Бутина действовала как иностранный агент в интересах России, не уведомив об этом генерального прокурора. Через почту и Twitter она переписывалась с одним из российских чиновников и настраивала личные связи с американскими политиками. Имя этого российского чиновника не приводится. Но можно предположить, что речь идет о бывшем сенаторе, ныне зампреде Банка России Александре Торшине. Активный пользователь Twitter — у него 150 тыс. подписчиков — является одним из самых высокопоставленных членов ассоциации «Право на оружие» и не раз выступал на ее съездах: «Нас не надо демонизировать, что мы лоббисты оружейного бизнеса, да еще и не российского, а американского, израильского. Уже проверяли организацию «Право на оружие» на почетное звание иностранного агента — нет источников за рубежом, которые поддерживают эту организацию».
Хобби Александра Торшина еще в 2010-м привело его в США, где он познакомился с президентом Национальной оружейной ассоциации (NRA) Дэвидом Кином. Он и Мария Бутина — помощница и протеже Торшина — позже стали единственными россиянами, вошедшими в состав этой организации. В 2013-м активисты пригласили американцев в Россию на совместную конференцию. Организовывать ее взялся тогдашний главный редактор МК Павел Гусев. На вопрос о том, как молодая рыжеволосая девушка стала лицом борьбы за право на ношение оружия, он ответить затрудняется: «Для меня это загадка. Я, если честно, вообще на нее внимания не обратил. Мне просто позвонил Торшин и попросил принять американцев, я их принял. Это мощнейшая организация, которая имеет огромное влияние. В ней состоят знаковые люди — практически каждый уважающий и очень мощный представитель бизнеса, политики входят в эту структуру».
С 2016 года россиянка проживала в США по студенческой визе, а заодно развивала полезные контакты и даже посетила национальный молитвенный завтрак с участием Дональда Трампа — одно из самых престижных событий в политическом календаре Вашингтона. Тогда Торшин написал в Twitter: «Мария Бутина сейчас в США. Пишет мне, что Трамп действительно за сотрудничество с Россией». Правда, с американским президентом она общалась и до этого. На конференции FreedomFest 2015 она даже спросила кандидата в президенты о том, будет ли он продолжать санкционную политику Барака Обамы. Тот ответил, что обязательно поладит с Путиным.
Сейчас именно эти связи будут раскручивать следователи, убежден директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта Юрий Рогулев: «Эта стрелковая организация всю жизнь поддерживает республиканцев, а на последних выборах они поддержали Трампа. Вот тут доказательства связи России и Трампа и сговора. Это еще одна ниточка, которую они пытаются выстроить, но ниточка тонкая для обывателя».
Как выглядит эта связь в глазах оппонентов Трампа? Торшин, российский политический тяжеловес, близкий к Кремлю, по утверждениям американских СМИ, якобы финансировал NRA. А та — крупнейший спонсор республиканцев. Правда, никаких доказательств того, что россияне через NRA передавали деньги Трампу, нет. И причем здесь Мария Бутина? Скорее всего, она привлекла внимание тем что слишком часто мелькала среди влиятельных американцев, а сейчас это выглядит подозрительно. Что касается сути обвинения — по американскому закону об иноагентах это наказание до пяти лет тюрьмы. Вот только за последние полвека за нарушение этого закона не сел ни один человек.
Неожиданно для себя участником истории с арестом Марии Бутиной оказался Владимир Познер — его имя всплыло в обвинительном заключении. Там цитируется одно из электронных писем Бутиной — видимо, перехваченное ФБР. Письмо озаглавлено «Второй Познер». Видимо, чтобы объяснить, кто это такой, агент ФБР, ведущий следствие, сделал следующую приписку: «Я считаю, что это утверждение относится к Владимиру Познеру — пропагандисту, который работал в управлении по дезинформации советского КГБ и часто появлялся на западных телеканалах, чтобы объяснять взгляды Советского Союза во времена Холодной войны».
«Коммерсантъ FM» дозвонился до Владимира Познера. Вот что заявил телеведущий:
Владимир Познер в интервью "Ъ FM"
«Мое имя упоминается сотрудником ФБР, поскольку, по-видимому, она вспомнила какого-то «второго Познера». Там имеется сноска, этот работник ФБР считает, что речь идет о Владимире Познере, который был советским пропагандистом, что-то такое говорил. Я работал в Гостелерадио СССР, в главной редакции радиовещания на США и Англию — да, это была пропагандистская организация. Точно так же, как BBC на русском языке, как «Голос Америки», как Deutsche Welle на немецком языке, как RT у нас — это все пропагандистские организации. Да, я там работал много лет. Но какое это имеет отношение имеет к оружию или к чему-то подобному? Я очень мало по этому поводу читал, очень мало этим интересуюсь. Дико занят совершенно. Я не состою в организации „Право на оружие“. Я за легализацию наркотиков определенную — это да. Но никак не за легализацию оружия. Не знаю, что за странность такая».
На просьбу «Коммерсантъ FM» прокомментировать само дело Бутиной, а также связи между российскими политиками и чиновниками и американским оружейным лобби, Познер ответил, что ничего об этом не знает, но всегда был противником свободного ношения оружия.