Дорогая победа России
Майкл Кофман — о встрече Владимира Путина и Дональда Трампа
Встреча Владимира Путина и Дональда Трампа в Хельсинки, без сомнения, войдет в историю американской дипломатии. 45-й президент США как-то сказал, что в его правление «побед будет столько, что от них устанут», но благодаря его визиту в Финляндию план по победам перевыполнила, конечно, Россия. Даже некоторые российские комментаторы были обеспокоены тем, что триумф Владимира Путина на этой встрече будет стоить Москве слишком дорого. Россия станет в Вашингтоне еще более токсичной, и надежд на разговор по существу станет еще меньше, несмотря на личные отношения между двумя президентами.
Сама по себе встреча — несомненный успех России, которая боролась за выход из политической изоляции Запада при Бараке Обаме, а потом многократно пыталась организовать полноценную встречу Владимира Путина и Дональда Трампа. Конкретные американо-российские проблемы стали не целью, а предлогом для того, чтобы саммит вообще состоялся. Мир следил за динамикой личных отношений между лидерами, и здесь Владимир Путин просто не мог проиграть. Эта встреча соответствовала скорее его интересам: признать Россию в качестве равной США державы с особыми интересами в глобальной безопасности и освежить бренд Владимира Путина на международной арене.
Москве не удалось добиться принятия совместного коммюнике двух лидеров, но то, что Владимир Путин зачитал на пресс-конференции, скорее всего, и было его черновиком, заготовленным российской стороной. Там были перечислены все претензии и потенциальные зоны сотрудничества Москвы и Вашингтона. Из ответного слова Дональда Трампа стало более или менее ясно, что ничего трагического по существу не случилось. Он не пообещал прекратить военные учения, не признал аннексию Крыма, не распустил НАТО и не сделал вообще никаких реальных уступок. Тем не менее из-за того, что связанные с Россией вопросы в США давно уже из внешнеполитических стали внутриполитическими, большинство американских политиков и экспертов оценили встречу как чудовищную катастрофу.
Место проведения саммита, его детали и ход переговоров создавали впечатление, что происходящее — российское мероприятие в Хельсинки. Президент США выглядел поддерживающим скорее точку зрения российского внешнеполитического сообщества, чем своей собственной элиты. И из-за этого он стал для Москвы невероятно привлекательным, но бесполезным партнером. Именно из-за фатальной рассинхронизации Дональда Трампа с остальными политиками в его собственной стране достигнуть прогресса по поднятым на саммите вопросам будет очень трудно.
Ряды вашингтонской элиты сомкнулись. Исполнительная власть и законодательная власть едины: необходимо поддерживать и усиливать конфронтацию с Россией. Вопрос о российском вмешательстве в выборы 2016 года продолжает подрывать легитимность администрации Дональда Трампа, и с этой точки зрения своим поведением на саммите президент США послал в Вашингтон совсем не те сигналы.
К несчастью для России, встреча не только помогла «продать» в мире политический бренд Владимира Путина, но и полностью делегитимизировала его оппонента. Это не может не повлечь последствий. В Вашингтоне не видят минусов от введения дополнительных санкций против России, и часто наказание является целью, а не средством. Внешнеполитическое сообщество в США, скорее всего, ответит много раз перед тем, как Дональд Трамп и Владимир Путин проведут следующую встречу.