«Для многих деньги и власть отошли на второй план»
Социолог Элизабет Шимпфёссль рассказала о самоидентичности сверхбогатых русских на Западе Александру Аничкину
Книга Элизабет Шимпфёссль «Богатые русские: от олигархов к буржуазии»* еще до появления на прилавках экспертами оценивалась как событие нерядовое. «Огоньку» удалось поговорить с автором исследования
Про наших супербогатых на Западе пишут много. Однако книга австрийского ученого, работающей сейчас в Британии, необычна, даже уникальна, по нескольким позициям. Во-первых, ее основу составляет восемь лет прямых интервью с объектами исследования — самыми богатыми и влиятельными людьми современной России и членами их семей. Второе: автор сознательно уходит от соблазна поместить олигархов в некую политическую систему координат — сторонники/противники, за/против власти. Автор смотрит на них как на социально-психологический тип, с социальной позиции, исследует как вид, пытаясь найти общие черты, увидеть, как они изменились за последние годы — и вместе с ними и вся страна.
Книга Элизабет Шимпфёссль структурирована строго академически: главы охватывают историю обогащения олигархов, трансформацию «новых русских» от вульгарного шика к респектабельной легитимности, историю их семей, увлечение благотворительностью, конфликты поколений, отношения между мужчинами и женщинами и, конечно, вечный вопрос — сравнение России и Запада. Это и социально-экономический портрет российского класса супербуржуа, но в то же время и философский и психологический трактат, с отсылками к популярным в нынешнем глобальном дискурсе идеям и авторам. Причем с такими образами и ситуациями, которые легко дадут пищу фантазии писателя.
Эксперты единодушны: работа австрийского исследователя станет ключевым источником информации по современной России. Именной указатель, по английскому алфавиту от A до Z, включает «всех» — от Абрамовича до Зюганова, и между ними, конечно, Березовского, Ходорковского и даже Дмитрия Киселева. Многие из собеседников согласились говорить с автором прямо, с указанием собственных имен и фамилий, другие — только на условии анонимности.
При всей «фундированности», как говорят в ученом кругу, это компактный продукт для такого рода академических исследований. Несмотря на богатство оригинального материала, который хорошо просматривается за текстом, в нем «всего» 200 с небольшим страниц. При этом анализ и выводы математически точны и академически беспристрастны. Эмоции, политические оценки — это остается за полями издания. Работа финансировалась научными фондами Британии и Австрии.
Каково это, исследовать русских олигархов, «Огонек» выяснял у самой Элизабет Шимпфёссль.
— Откуда у вас возник интерес к этой теме? Вы ведь из Австрии, начинали в Министерстве иностранных дел, вроде впереди была стабильная спокойная карьера?
— Да, но интересы, страсть к исследовательской, аналитической работе оказались сильнее…
— Интересы? Так чем интересны богатые русские? Деньги и могущество?
— Да нет, интересы были типично социологические. Мне были интересны изменения в социальном составе, психологии, поведении, манерах. Как это все происходило в постсоветский период. Все-таки это уникальное поколение. В истории такого еще не было — образование нового слоя после распада многодесятилетнего советского строя. Нельзя было это пропустить.
— Восемь лет наблюдений, интервью, размышлений. Но откуда такое странное название — «от олигархов к буржуазии»? По определению, олигархи — это те немногие, кто имеет власть, ноль целых несколько сотых процента. И с тех пор, как олигархи действительно имели власть в России после Советского Союза, например во время избирательной кампании Ельцина 1996 года, во время так называемой семибанкирщины, многое изменилось. Сейчас, например, словосочетание «русский олигарх» на Западе не воспринимается как независимая единица, а воспринимается как нечто, во всем подчиненное власти, действующее по ее распоряжению. На них смотрят, как на «орудие Кремля» и ничуть не больше.
— Насчет «буржуазии» я поясню. Но сначала об «орудии Кремля». Это и так и не так. Возможно, такое утверждение имеет основание, если говорить о политике. И нельзя всех равнять под одно. Если взять социальную и культурную сферу, то у меня нет сомнения, что олигархи, эта группа супербогатых людей в России, имеет огромное самостоятельное влияние и оказывает воздействие на общество, причем не скажешь, что однозначно отрицательное. Есть немало интересного. И потом, я же писала не политическую книгу. Мне главным образом были интересны личности, что ими движет, как они себя ведут, как думают.
— И как? Что ими движет?
— Россия. Любовь к своей стране и стремление что-то для нее сделать.
— Правда?
— У меня постепенно сложилось такое впечатление, что для многих деньги и власть, могущество отошли — или отходят — на второй план.
— В этом вы видите «буржуазность»?
— Да, но тут нужны пояснения… Возьмите, например, бесконечные «поиски прошлого», реконструкцию истории.
— Ну да. Но это ведь не только про финансирование музеев, больших культурных мероприятий, реставрацию исторических зданий, храмов? Здесь явно нечто более широкое? Вы пишете, что нынешний олигарх — не то, что еще 20 лет назад, когда все принялись разыскивать — или покупать — себе благородные корни...
— «Романовская» мода не исчезла — это хорошо видно по той популярности, которой пользуется все, связанное с царской семьей. Но в последние годы появилась и усиливается совсем другая мода. Сейчас все чаще упирают на происхождение из советской интеллигенции — ученых, учителей, инженеров.
— То есть это такой нормальный процесс, когда люди идут от сознания своей особости к поискам своей встроенности в общество? Если так, то советская интеллигенция — моральный компас в обществе, так что это даже неудивительно… Удивительно, что класс супербогатых и просто богатых ищет в себе моральные ориентиры. Это как-то неожиданно.
— Нет, в этом своя логика. Не случайно в России так много говорят о традиционных ценностях. Получается, что ближайший источник, если мерить историческими категориями, это советская интеллигенция. В нашем контексте это означает самоидентичность: люди культурные, высокообразованные, с верностью идеалу почитания и продвижения русской культуры (скорее чем идеалу служения народу, трудовой этики, принципиальности, честности, но это не важно). Некоторые вполне видят свою задачу в моральном лидерстве.
— И где здесь буржуазность?
— Так в этом и есть движение от того, чтобы сосредоточиться большего всего на накоплении капитала к тому, чтобы чувствовать себя легитимно в своем статусе и в своих привилегиях (которые они хотят передать своим потомкам). То есть все те качества, которые присущи буржуа.
— Значит, наши олигархи становятся постепенно нашими буржуями с реконструированной интеллигентной историей? Помните, Хемингуэй в своем мемуарном романе смеялся над утверждением Скотта Фицджеральда, что богатые — совсем не такие, как все остальные. Хемингуэй отвечает: да, у них просто много денег… Пусть они хотят быть как все. А как же тогда быть с классовой особостью супербогатых?
— Она не исчезает!
Что мне стало ясно из многих интервью: у них есть глубокое осознание этой своей особости, этакое классовое сознание, если хотите. Но им нужно и ощущение морального превосходства. А чем его подкрепить? Для этого и нужна реконструкция семейного прошлого.
Пусть у Хемингуэя это была насмешка над наивностью Скотта Фицджеральда, но раз уж они чувствуют себя моральными лидерами, которые выше народа, богатые русские хотят верить в свое превосходство и в том, откуда они. И тут они забывают о других мифах (что они сделали все и своими собственными силами), а вспоминают, что родились в советской интеллигенции. В каком-то плане интеллигенция в России играет ту роль, которую играет старая буржуазия на Западе. Вольно-невольно такая самоидентичность требует и некой социальной ответственности.
— Ответственности? В чем? Перед кем или чем?
— Перед страной, ответственность за ее будущее. Можно так сказать? Отсюда новое увлечение филантропией. Настолько сильное, что из разговоров с некоторыми олигархами у меня сложилось впечатление — им надоело заниматься бизнесом. Некоторые говорят о бизнесе чуть ли не с пренебрежением. Сильно стремятся к тому, чтобы найти более глубокий смысл в жизни. Это, конечно, связано и с тем, что первое поколение стареет и приближается — как мы все — к смерти.
— Но есть ведь и другая сторона. Как быть, например, с вскрытием разных схем по уводу денег за границу, с угрозой попасть под санкционные меры, вплоть до конфискации имущества и замораживания банковских счетов? В начале этого года нашумел фильм «Макмафия» о превращении «чистого» олигарха российского происхождения в короля мафии: коррупционное болото затягивает и в итоге олигарх действует совсем по иным законам, чем буржуа, покорный закону и правилам…
— Это тоже есть, но и остального не отнять.
— Ну хорошо, давайте попробуем нарисовать композитный портрет современного русского олигарха. По вашей книге получится очень богатый, очень осторожный в политике, слегка депрессивный, не слишком интересующийся своим же бизнесом, увлеченный филантропией. И еще высоко ценящий культуру и интеллигентность. Это так?
— Примерно так!
— Кто был самый интересный из ваших собеседников?
— Давид Якобашвили. С ним было и трудно, и потом интересно, и даже смешно. Причем он типичный пример: в 1990-е создал свою компанию «Вимм-Билль-Данн» и бизнес был для него все. Когда мы с ним встретились на интервью в 2009 году, он мне показался чуть-чуть грустным. Надоели ему некоторые вещи, например говорил о том, что уже давно ему не интересно путешествовать, зато любит ездить на мотоцикле. А потом начал заниматься своим музеем. Может, этим оживился. В любом случае в каком-то плане стал представителем буржуазии в старом смысле этого слова.
— Иметь дело с олигархами бывает небезопасно. Вы никогда не думали о риске?
— Я об этом даже не думала. Все-таки интервью с теми, настоящие имена которых я использую, мы с ними согласовывали. Еще издатель нанял юриста (libel lawyer), с которыми все тщательно проходили…
«Мексиканские усы», социальное неравенство и новый комплекс превосходства
Фрагменты из новой книги Элизабет Шимпфёссль
Игорь Цуканов, коллекционер и бывший финансист, живущий в Лондоне, считает, что воздействие неравенства не следует преувеличивать: «Большинство попало в список “Форбс” благодаря их собственным способностям, а не потому, что они наследовали богатство. Большинство богатых (русских.— «О») родились бедными. Сейчас, когда мы с вами разговариваем, родятся новые бедные, которые когда-нибудь станут богатыми”. В отличие от Пикетти (Томас Пикетти — французский философ и экономист, автор нашумевшей книги “Капитал ХХ века”, которого называют «новым Марксом».— «О») Цуканов считает, что унаследованное богатство играет все меньшую роль. Что касается общества в целом, он считает, что существование супербогатых на самом деле помогает обездоленным слоям общества: «Ну посмотрите на тех, кто сейчас в списке “Форбса”,— они начали раздавать все. В Штатах огромные проекты, по которым богатые отдают половину своего состояния на благотворительность». Цуканов подчеркивает, что ключ к успеху в образовании. «Если у тебя нет денег, добейся стипендии. В университете никому нет дела, богатый ты или бедный».
Предприниматель и коллекционер произведений искусства Давид Якобашвили сейчас работает в энергетическом секторе, но более известен как основатель пищевого гиганта «Вимм-Билль-Данн», производителя молочных продуктов и напитков. По списку «Форбс» его состояние оценивалось в 1,2 млрд долларов в 2014 году. Он сморщился, когда я заговорила о социальных угрозах, происходящих от растущего разрыва между богатыми и бедными: «Нищета в России беспокоит меня. Но не социальное неравенство! Разговоры о социальном неравенстве лишь ведут к революции; никому это не нужно! Нет, нет, нет!» Ему было явно не по себе, когда он сказал мне, что хотел бы видеть «сильное государство, которое помогает гражданам жить в человеческих условиях. Я просто хочу, чтобы люди жили хорошо».
Предприниматель и филантроп Давид Якобашвили, по национальности грузин, родившийся в 1957 году, известен своим дружелюбием и шармом. Я это могу подтвердить по впечатлениям от нашей встречи на Петербургском экономическом форуме 2015 года и позже, по телефонному разговору, в 2017 году, когда мы согласовали текст интервью. Беседа была теплой, даже веселой. В тексте, который получил Якобашвили, я описала его как грузина с мексиканскими усами. Он, понятно, никак не мог согласиться, что усы «мексиканские». Почему не грузинские, все спрашивал он, смеясь (густые, висячие «мексиканские усы» для западного читателя — это как постоянный эпитет, их легче представить, чем менее известные грузинские.— «О»).
Некоторые из моих собеседников, говоря о Западе, начинали волноваться. Это, видимо, связано с комплексом неполноценности, через который многие из них прошли. Александр, бизнесмен и инвестор, которому сейчас за 60, особенно открыто говорил об этом. <…> В первое постсоветское десятилетие, говорит он, мне часто казалось, что я многого не знаю по сравнению с западниками: «У меня было ощущение этой неполноценности, даже комплекс». <…> Вздохнув, он продолжает: «Теперь этого нет. Теперь намного легче и иметь дело с западниками гораздо приятнее». <…> Теперь этот комплекс сменился огромной уверенностью в себе. Опять же это относится и к другим богатым русским. Александр считает, что новое поколение богатых русских сравнялось с западными элитами или даже превосходит их. <…> Другими словами, дело не только в новых знаниях, полученных российскими буржуа. Они еще и научились играть по-западному — и по-своему демонстрировать свое превосходство. Такое новое отношение нередко сопровождается элементом вызова. Многие русские воспитали в себе снисходительное отношение к провозглашаемым на Западе ценностям и нормам в таких областях, как демократия, права человека и верховенство закона. Они их расценивают как пустые и лицемерные.