«Уральский сыровар» попал на спор
Два производителя сыра борются за право использования товарного знака
В Екатеринбурге два крупных производителя сыра спорят за право использовать знак «Уральский сыровар». Торговый дом «Король сыров» (выпускает сыры под брендом «Сыробогатов») требует признать за ним исключительное право на товарный знак и обязать группу компаний «Регион-ресурс» уничтожить весь ее товар с похожим логотипом, а также выплатить компенсацию в 3 млн руб. По словам ответчика, компания первой начала использовать спорные слова в торговом знаке, а действия истца — недобросовестная конкуренция.
Торговый дом «Король сыров» обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к группе компаний «Регион-ресурс». Компания потребовала признать за собой исключительными права на использование товарного знака «Уральский сыровар», обязать ответчика за свой счет изъять свою продукцию с похожим логотипом из торговых сетей «Елисей», «Верный», «Флагман», «Звездный», «Яблоко», «Агроторг» и «Барс», утилизировать ее, а также выплатить истцу компенсацию в 3 млн руб.
ООО «Торговый дом “Король сыров”» создано в марте 2015 года. По данным «СПАРК-Интерфакс», оно владеет 11 торговыми знаками: «Король сыров», «Плавка», «Любимая Европа», «Аристократ», «Плавия» (все — ранее принадлежали ООО «ТД “Сыробогатов”, ликвидированному в 2017 году), а также «Борька и Зойка», «Фиетта», «Фрелли», «Олечка», «Уральский сыровар» и «Уральский сыродел». Компания принадлежит Вере Семыкиной. Уставный капитал составляет 205 тыс. руб., в 2016 году выручка составила 4,4 млрд руб. (в 2015 — 1,1 млрд руб.), чистая прибыль — 46 млн руб. (в 2015 — 5 млн руб.).
ООО «Группа компаний “Регион-ресурс”» создана в июне 2014 года. Компания владеет товарным знаком № 604359 с изображением сыровара без словесного элемента. Компания принадлежит Станиславу Мельникову. Уставный капитал составляет 200 тыс. руб., в 2016 году выручка составила 999,7 млн руб. (в 2015 — 599,6 млн руб.), чистая прибыль — 14,8 млн руб. (в 2015 году — 3,7 млн руб.).
Как рассказала “Ъ-Урал” ведущий юрисконсульт группы компаний «Сыробогатов» Наталья Булыгина, товарный знак «Уральский сыровар» был зарегистрирован на ТД «Король сыров» в октябре 2016 года с приоритетом от июля 2015 года. До июля 2025 года правовая охрана предоставлена всему комбинированному знаку «Короля сыров»: стилизованному изображению мужчины с головкой сыра и словесному элементу «Уральский сыровар». По версии истца, ГК «Регион-ресурс» стала активно использовать словесное изображение знака «Уральский сыровар» на упаковках своих сыров с декабря 2016 года, тем самым нарушив исключительные права истца. Юрист подчеркивает, что в 2017 году Федеральная служба по интеллектуальной собственности и суд Москвы по интеллектуальным правам отказали «Регион-ресурсу» в предоставлении правовой охраны на спорный знак.
В рамках дела ответчик обратился к ТД «Король сыров» со встречным иском о признании его действий по регистрации товарного знака «Уральский сыровар» недобросовестной конкуренцией. Как рассказал “Ъ-Урал” юрист компании Алексей Самойлов, компания разработала свой товарный знак в июне 2014 года. «В сентябре на собственном сайте знак разместил дизайнер, в конце 2014 года мы разместили его на своем сайте. После этого компания заказала этикетки, и в июне–июле 2015 года стала поставлять товар в торговые сети»,— рассказал господин Самойлов. По его словам, компания использовала словесный элемент «Уральский сыровар», однако изначально не планировала его регистрировать. «Слово “уральский” означает территориальную принадлежность, сыровары тоже везде свои. Это общеупотребительные значения»,— пояснил господин Самойлов.
Вместе с тем, отмечают юристы, у ответчика остается потенциал для оспаривания претензий истца. По мнению партнера юридической фирмы «Юста Аура» Евгения Дедкова, вызывает сомнения правомерность охраны словесного элемента «Уральский сыровар» в товарном знаке. «Этот элемент указывает на место изготовления товара и на вид товара (сыр) и его изготовителя (сыровар). По закону не подлежат регистрации в качестве товарного знака характеристики, указывающие на вид товара, место его изготовления, производителя и так далее»,— подчеркивает юрист. В этом случае претензии возникли именно в словесной части логотипа, так как графическая часть у ответчика совершенно другая. Потенциально ответчик имеет возможность поставить вопрос о правомерности использования товарного знака.
Однако управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов считает, что против «Регион-ресурса» будет играть решение по делу Суда по интеллектуальным правам от ноября 2017 года. В решении говорится, что использование в течение месяца до даты приоритета оспариваемого товарного знака не позволило «Регион-ресурсу» успеть сформировать у потребителей стойкие ассоциации между компанией и обозначением «Уральский сыровар».