Проектор перестройки
Краевые власти намерены купить дорожного проектировщика
Дополнительные расходы на переделку масштабного дорожного проекта — шоссе Космонавтов — подвигли краевое правительство к созданию разработчика дорожной проектной документации. Для этого региональные власти намерены купить частную фирму «Уралдорпроект» за 45 млн руб. и на ее базе создать государственный проектный институт, разрабатывающий документы для всех дорожных проектов региона. Участники рынка подтверждают, что существующее качество проектной документации оставляет желать лучшего. Но нет никакой гарантии, что после перехода компании под контроль государства ситуация изменится.
Краевые власти намерены приобрести 100% доли компании-разработчика дорожной документации ООО «Уралдорпроект». Расходы на покупку предполагают изменения в бюджете на 2018–2020 годы, внесенные в заксобрание губернатором Прикамья Максимом Решетниковым. Как сообщается в финансово-экономическом обосновании к проекту, оценочная стоимость компании составляет 45 млн руб. Согласно документу, эта сумма рассчитывалась «исходя из стоимости чистых активов предприятия и ожидаемой суммы прибыли в 2018–2020 годах».
В пояснительной записке говорится, что приобретение «Уралдорпроекта» позволит региональным властям ускорить процесс разработки проектно-сметной документации, а также более оперативно вносить в проекты изменения и корректировки на этапе строительно-монтажных работ.
Согласно базе данных «СПАРК-Интерфакс», в Перми зарегистрировано два ООО «Уралдорпроект». Руководителем и бенефициаром обоих обществ является предприниматель Павел Морозов. В ООО «Уралдорпроект» господину Морозову принадлежит 100% в доле уставного капитала. У ООО «Уральский институт дорожного проектирования», помимо Павла Морозова (владеет долей в 51%), еще два совладельца — главный инженер «Уралдорпроекта» Андрей Ковальчук (44%) и Татьяна Ташкинова (5%).
Уральский институт дорожного проектирования завершил 2016 год с убытком в 575 тыс. руб. ООО «Уралдорпроект», напротив, закончил год с чистой прибылью — 61 тыс. руб. Финансовая документация за 2017 год не опубликована.
Обе компании с 2014 года получали существенный объем госконтрактов. В 2017 году Уральский институт дорожного проектирования заключил девять контрактов на сумму 28,9 млн руб. Самые дорогие из них заключены с КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края». Это контракт на работы по корректировке проектной и рабочей документации реконструкции участка трассы Кунгур — Соликамск (14,4 млн руб.), авторскому надзору за этим объектом (2,1 млн руб.) и капремонтом участка дороги Пермь — Ляды. В 2018 году Уральский институт дорожного проектирования заключил контракт с администрацией Краснокамского района Республики Башкортостан на сумму 260 тыс. руб.
«Уралдорпроект» в 2017 году также заключил девять контрактов общей стоимостью 8,6 млн руб. Среди них крупные контракты с краевым управлением автомобильных дорог и транспорта: разработка проектов капремонта участков дороги Кунгур — Соликамск (3,1 млн руб.), моста через реку Тулву в Бардымском районе (1,2 млн руб.), а также технико-экономическое обоснование устройства надземного пешеходного перехода на дороге Пермь — Березники (642,9 тыс. руб.).
Связаться с представителями ООО по указанным в СПАРК номерам телефонов не удалось. В краевом минтрансе на момент написания текста ситуацию не прокомментировали.
Источник, близкий к ведомству, утверждает, что краевые власти хотят создать на базе «Уралдорпроекта» региональный проектный институт. «Сейчас в крае нет подобного учреждения, и вся проектная документация разрабатывается сторонними компаниями. В итоге дороги нередко приходится переделывать, как это было с шоссе Космонавтов, когда проект делала фирма из Санкт-Петербурга», — отмечает собеседник.
Раньше в Пермском крае уже был государственный проектировщик строительства дорог — ОАО «Пермдорпроект». В 2011 году компания была куплена предпринимателем Всеволодом Юшковым по начальной цене — 8,7 млн руб. Через четыре года проектная организация была признана банкротом и ликвидирована.
Собеседник „Ъ-Прикамье“ в депутатском корпусе предполагает, что краевые власти, купив компанию, смогут не проводить конкурсы на разработку проектно-сметной документации, а поручить эти работы госучреждению. «Краевые власти могут исполнять свои полномочия самостоятельно либо передать на аутсорсинг и размещать заказы на конкурсах. Если компания после покупки в государственную собственность станет бюджетным учреждением, то она сможет готовить проектную документацию без участия в конкурсах. Тем более купить готовую структуру проще, чем создавать ее с нуля», — считает источник.
«Главный плюс такого решения — оперативность. С другой стороны, создание краевой проектной компании и отказ от проведения конкурсов может привести к снижению конкуренции на рынке. Кроме того, контролировать собственную структуру краевым властям будет сложнее, чем стороннего проектировщика», — поясняет собеседник.
По его словам, существует также риск потери квалифицированных кадров после покупки компании. «Главный ресурс, который может приобрести край, — это квалифицированные проектировщики. Компания без сотрудников ничего не стоит. Но пока никто не гарантировал, что люди готовы перейти на работу в госструктуру и ничего от этого не потеряют», — добавил собеседник.
Председатель бюджетного комитета заксобрания Елена Зырянова считает, что предложение краевых властей не противоречит действующему законодательству. «Это управленческое решение, принятое правительством в рамках собственных полномочий. Предложение будет рассмотрено заксобранием вместе с другими поправками в бюджет», — уточнила депутат. Предположительно, поправки могут быть рассмотрены в конце августа.
По мнению председателя правления Start City Group, вице-президента СРО «Гильдия пермских строителей» Александра Кашеварова, необходимость создания в крае государственного проектного учреждения связана с недостаточным качеством подготовки проектной документации. «Сейчас ее качество оставляет желать лучшего. Но не факт, что государственное учреждение будет готовить более качественную документацию. Кроме того, создание и содержание собственной организации обойдется дороже, чем проведение конкурсов на разработку проектно-сметной документации», — отмечает эксперт.
Экс-председатель дорожного комитета Пермской области Павел Чумаков считает, что новая организация должна не только разрабатывать документацию, но и заниматься внедрением современных технологий в дорожном строительстве. «Тем более раньше в крае уже был успешный опыт работы государственного проектировщика. Сейчас все зависит от того, смогут ли власти найти достойного руководителя и сформировать компетентную команду», — пояснил эксперт.