Бизнес отмечает сокращение коррупции и размера взяток
Мониторинг делового климата
В России снижается число предпринимателей, которые постоянно сталкиваются с коррупцией, следует из опроса Торгово-промышленной палаты (ТПП), проведенного в рамках проекта «Бизнес-барометр коррупции». Если в 2016 году на постоянную коррупцию жаловалось 17% предпринимателей, то в 2018 году — 10%. За два года с 28% до 34% выросла доля тех, кто с коррупцией в своей деятельности встречается редко. При этом число тех, кто никогда не сталкивался с проявлениями коррупции, снизилось с 21% до 18%.
ТПП замеряет антикоррупционные настроения бизнеса с 2016 года. В четвертом этапе проекта (опрос проводится каждые полгода) приняло участие 40,7 тыс. предпринимателей из всех регионов РФ. Бизнес отмечает снижение коррупционных проявлений в сфере государственных и муниципальных закупок, при получении разрешений, справок, лицензировании и аккредитации. Вместе с тем отмечается рост коррупционной активности по другим направлениям, таким как регистрация сделок с недвижимостью, земельные отношения, выполнение санитарно-эпидемиологических норм. Самый значительный рост коррупции — почти на 50% — предприниматели отмечают в сфере закрытия бизнеса (см. диаграмму).
В ТПП измерили средний размер взятки предпринимателей. Из опроса следует, что он с каждым годом снижается. Если в 2016 году о неофициальном платеже до 3 тыс. руб. сообщило 9,3%, то в 2018 году — уже 19% предпринимателей. Размер взятки от 3 тыс. до 25 тыс. руб. в этом году отметило 35% опрошенных (в 2016-м — 22%). Почти 14% сообщили о взятках от 25 тыс. до 150 тыс. руб. (в 2016 году — 18%). Размер незаконного платежа больше 1 млн руб. назвали 1,4% опрошенных, два года назад — 3,7%.
Впервые в рамках исследования предпринимателям был задан вопрос: что было бы с годовым объемом продаж, если бы коррупция и взяточничество вдруг исчезли? Только каждый четвертый заявил, что бизнес стал бы развиваться более успешно, 39% сообщили, что он остался бы примерно таким же. Примечательно, что каждый десятый предприниматель убежден, что отсутствие коррупции снизило бы объем продаж, а четверть опрошенных вообще не смогли ответить на вопрос о том, как отсутствие коррупции повлияло бы на их бизнес.