Немецкие миллиарды ускорят магистраль
Иностранный консорциум заинтересовался финансированием проекта высокоскоростной дороги Екатеринбург—Челябинск
Консорциум «Немецкая инициатива по развитию высокоскоростных магистралей в России» намерен профинансировать проект Уральской скоростной магистрали (УСМ) Екатеринбург—Челябинск, а также выступить технологическим партнером. Рассматриваются варианты по обеспечению проекта заемными средствами, а также непосредственно вложения компаний консорциума в капитал концессионера. По предварительным данным, они могут составить существенную долю от общего объема инвестиций, однако не превысят 50%. По словам директора хозпартнерства «Уральская скоростная магистраль» (УСМ) Сергея Бревнова, «Немецкая инициатива» сегодня является одним из самых сильных претендентов на роль стратегического партнера. Эксперты считают, что интерес со стороны иностранного консорциума повышает шансы на реализацию проекта.
Консорциум «Немецкая инициатива по развитию ВСМ в России» заявил о намерении профинансировать строительство Уральской высокоскоростной магистрали (УВСМ) Челябинск—Екатеринбург, а также выступить технологическим партнером по проекту. Об этом заявил руководитель рабочей группы компаний Рольф Эпштайн на встрече с вице-губернатором Челябинской области Русланом Гаттаровым и генеральным директором хозпартнерства УСМ Сергеем Бревновым. Ранее на международной выставке «Иннопром-2018» состоялась встреча губернатора Бориса Дубровского с главой Siemens (участник консорциума) в России Дитрихом Меллером, который заявил о «принципиальном интересе» к Уральской ВСМ.
Строительство УВСМ протяженностью около 220 км запланировано на 2021–2024 годы. По магистрали будут курсировать два вида поездов: высокоскоростные со скоростью движения до 300 км/час (время в пути 1 час 10 минут) и региональные ускоренные — 200 км/час (до двух часов в пути). Планируется создание четырех промежуточных станций и вокзальных комплексов (аэропорт Челябинск, Снежинск, Сысерть и аэропорт Кольцово). Согласно распоряжению премьер-министра РФ Дмитрия Медведева от 12 мая 2018 года о включении проекта ВСМ в Транспортную стратегию России до 2030 года, его стоимость составляет 365,9 млрд руб. В перспективе планируется, что магистраль станет частью ВСМ «Евразия», соединяющей Берлин, Москву и Пекин.
До 30 сентября должны завершиться переговоры между хозпартнерством «Уральская скоростная магистраль» и Минтрансом России по условиям концессионного соглашения. По условиям, предложенным Челябинской областью, 50% финансирования составят федеральные средства (капитальный грант государства), другая половина — частные инвестиции, из которых около 20% — инвестиции в капитал, а остальное — заемное финансирование. Срок концессионного соглашения составляет 32 года. Предполагается, что частные инвестиции будут возвращаться из федерального бюджета, поскольку создается объект федеральной собственности.
Рольф Эпштайн конкретизировал интерес: «Немецкая инициатива» рассматривает участие в проекте по трем направлениям. «Во-первых, мы предлагаем обеспечить заемное финансирование. Долю немецких банков в общем объеме мы определим с учетом интересов российских финансирующих организаций и институтов развития — здесь мы проявляем гибкость. Во-вторых, мы готовы привлечь средства в капитал концессионера и таким образом закрепить серьезность наших намерений. В-третьих, мы рассчитываем выступить технологическим партнером проекта и использовать наработанный в Германии опыт и компетенции по проектированию и строительству ВСМ»,— сообщил господин Эпштайн.
Сергей Бревнов отметил, что намерения, озвученные немецкой стороной, — это результат системной работы на протяжении года. «Мы ведем переговоры со всеми интересантами, но консорциум компаний “Немецкой инициативы по ВСМ в России” является одним из самых сильных претендентов на роль стратегического партнера, так как обладает колоссальным опытом и компетенциями»,— подчеркнул господин Бревнов.
«Немецкая инициатива по развитию ВСМ в России» объединяет 13 компаний, специализирующихся на железнодорожном транспорте, строительстве и финансах. Среди них Siemens, Deutsche Bank, логистическая компания Deutsche Bahn, строительный концерн Strabag, проектировщик железнодорожных объектов Gauff Rail Engineering и другие. Ранее «Немецкая инициатива» предложила РЖД профинансировать строительство ВСМ Москва—Казань, не отказавшись от своих намерений и после удорожания проекта до 1,6 трлн руб. (в феврале называлась сумма в 1 трлн 260 млрд руб.).
Участники переговоров пока не раскрывают объемы финансирования. Руководитель проекта «Немецкая инициатива по развитию ВСМ в России» при Российско-германской внешнеторговой палате Евгений Макаров в разговоре с “Ъ-Южный Урал” отметил, что если «взаимоприемлемые формы сотрудничества» будут найдены, то компании консорциума готовы вкладывать значительные собственные средства. «Речь идет о достаточно серьезных долях участия в этом проекте, конечно, меньше половины, поскольку это по российскому законодательству не совсем оптимально. Но это могут быть несколько десятков процентов»,— говорит господин Макаров. Также он уточнил, что по технологическому партнерству немецкая сторона предлагает интегрированные решения, которые могут обеспечить «весь жизненный цикл проекта», в том числе технико-экономическое обоснование, аудит проекта, собственно проектирование и строительство, поставку сигнальной техники, подвижного состава, решения для верхнего строения пути, эксплуатацию инфраструктуры и поездов.
По словам эксперта-аналитика АО «Финам» Алексея Калачева, проявление интереса со стороны немецких компаний повышает шансы на реализацию проекта УВСМ. «Консорциум появился практически сразу, как стало известно о том, что китайские инвесторы подключились к проекту ВСМ Москва—Казань, и попытался предложить свои услуги. Поскольку в том проекте чаша весов все же склонилась в сторону китайских партнеров, понятен интерес европейского консорциума к другим перспективным проектам, в частности к ВСМ Екатеринбург—Челябинск. Участники консорциума располагают и необходимыми технологическими компетенциями, и достаточными финансовыми ресурсами, а доступных к реализации проектов подобного рода в мире немного. Конечно, Siemens заинтересован в использовании своих технологий скоростного железнодорожного транспорта — это обеспечит ему нишу на рынке, заказы на поставку техники и последующее ее обслуживание. При этом банки с удовольствием предоставят кредиты под гарантии государственного или регионального бюджета»,— говорит эксперт. По его словам, поскольку такие проекты никогда не приносят полной и прямой окупаемости «в обозримые сроки», на участие государства можно рассчитывать не только в плане гарантий, но и в плане прямого финансирования.