Стадион не связали с городом
Из всех новых трамвайных линий в России только ветка до «Самара Арены» используется нерегулярно
В пятницу, 20 июля, в Калининграде обсудят итоги ЧМ‑2018 на самом высшем уровне. На заседании рассмотрят и вопрос дальнейшего содержания наследия мундиаля. В мероприятии, которое проведет президент РФ Владимир Путин, примет участие и глава Самарской области Дмитрий Азаров. В Самаре одним из наследий футбольного чемпионата стала трамвайная линия до нового стадиона, которая пока не используется. Лишь в дни футбольных матчей по ней будет организовано движение. При этом возле новой арены есть и жилой микрорайон, и различные организации, и рекреационная зона. Эксперты уверены, что городские власти не желают использовать новую трамвайную линию, поскольку это приведет к дополнительным затратам.
Сегодня, 20 июля, в Калининграде пройдет совместное заседание совета по развитию физической культуры и спорта и наблюдательного совета АНО «Организационный комитет „Россия‑2018“» с участием президента РФ Владимира Путина, в рамках которого подведут итоги ЧМ‑2018 по футболу. По словам врио губернатора Самарской области Дмитрия Азарова, на мероприятии обсудят ситуацию с наследием мундиаля — это дороги, больницы, спортплощадки, транспорт. При этом в Самаре до сих пор не пустили регулярный трамвайный маршрут по новой линии, построенной специально к ЧМ‑2018. Городские власти обещают организовывать движение лишь в дни матчей «Крыльев Советов», которые будут играть на «Самара Арене».
Новая трамвайная линия до стадиона «Самара Арена» была введена в эксплуатацию в апреле 2018 года. Ее протяженность составляет 2,2 км, в состав проекта входят две ветки, путепровод туннельного типа под улицей Дальней и разворотное кольцо с диспетчерским пунктом. По данным портала госзакупок, стоимость строительства новой линии составила 741 млн руб. На выполнение строительно-монтажных работ и закупку необходимого оборудования было потрачено 11 млн руб. В качестве подрядчика выступило АО «ВТС–Метро».
В администрации Самары в ответ на запрос „Ъ“ сообщили, что «от стадиона „Самара Арена“ до железнодорожного вокзала будет ходить трамвайный маршрут S5 в дни проведения матчей в обычном режиме, со всеми остановками и (или) сокращенный маршрут от стадиона до остановки „Барбошина поляна“. Количество составов на маршрутах будет варьироваться в зависимости от предполагаемой загрузки стадиона».
Трамвайный маршрут S5 был организован специально к ЧМ‑2018 для массовой и быстрой доставки болельщиков до «Самара Арены». На маршруте работало 87 поездов с интервалом движения 1–2 минуты. Однако для обеспечения бесперебойной работы спецмаршрута большинство обычных маршрутов либо не выходили на линию, либо работали по скорректированной схеме.
Перевозка пассажиров по новой трамвайной линии фактически осуществлялась всего девять раз. Специальный ускоренный маршрут S5 (Железнодорожный вокзал — «Самара Арена») доставлял любителей футбола к новому стадиону в дни проведения трех тестовых игр и шести матчей ЧМ‑2018, состоявшихся в Самаре. В шаговой доступности от разворотного трамвайного кольца находится крупный жилой микрорайон в поселке 18‑й километр Московского шоссе, торгово‑развлекательный комплекс «Московский», аквапарк и другие объекты. Аллея болельщиков «Последняя миля» возле «Самара Арены» стала популярным местом отдыха и прогулок у жителей города.
Самара оказалась одним из немногих российских городов, избежавших демонтажа трамвайных путей в постсоветский период. При этом новые линии до проведения ЧМ‑2018 не появлялись. Планировалось, что маршрут до «Самара Арены» станет основным способом доставки жителей города в перспективный развивающийся район. В этом месте будет формироваться многофункциональный спортивный кластер с множеством объектов. Предыдущий глава региона Николай Меркушкин хотел там же построить наукоград «Гагарин-центр», однако после смены руководства области этот проект, вероятнее всего, так и останется на бумаге. Тем не менее территория возле нового стадиона будет осваиваться дальше.
Трамвайная линия до «Самара Арены» — единственная в стране из недавно построенных, которая не используется регулярно. В другом городе-организаторе ЧМ‑2018 — Екатеринбурге в декабре 2017 года открыли движение трамваев по улице Татищева. Линия, протяженность которой составляет 2,5 км, успешно эксплуатируется и используется. В тех городах, где новые трамвайные линии строились в постсоветский период, городские маршруты востребованы и актуальны. В частности, в Ульяновске в 2005 году была построена ветка по улице Репина, связавшая новый жилой микрорайон с основной маршрутной сетью города. За последние 13 лет сразу три новых участка трамвайных линий появились в Набережных Челнах. В городе планируется дальнейшее развитие сети электротранспорта.
Эксперты уверены, что власти Самары не желают использовать новую трамвайную линию, поскольку это приведет к дополнительным затратам. Директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин считает, что многие объекты, построенные к ЧМ‑2018, будут убыточными. «При подготовке к футбольному чемпионату мира была разработана специальная программа, благодаря которой появились различные объекты, в том числе и транспортная инфраструктура. Но спортивный праздник закончился, и возникают грустные будни. Содержание объектов стоит денег. Если издержки при эксплуатации новой трамвайной линии не будут покрываться, придется изыскивать средства в городском бюджете. Значит, в администрации Самары решили, что пока только в дни футбольных матчей трамвайное движение по новой линии будет окупаться», — объясняет господин Блинкин.
Эксперт УК «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский придерживается такого же мнения. «Как правило, принятие решения об организации регулярного движения пассажирского транспорта принимается муниципальными властями на основании анализа данных о плотности населения районов, примыкающих к маршруту, наличии социально-значимых объектов, нагрузки на дорожную сеть. То есть, грубо говоря, прокладке трамвайных путей предшествует сбор и анализ данных. В случае с линией к „Самара Арене“ все вышло строго наоборот: участок построили как часть транспортной инфраструктуры именно стадиона, а не города. Если городские власти придут к выводу, что регулярное трамвайное сообщение по маршруту сможет, как минимум, окупить расходы, то ничего невозможно нет. Нужно понимать, что городской транспорт только в исключительных случаях ходит там, где его эксплуатация не приносит перевозчику прибыли или хотя бы не окупается. Если в Самаре появится новый маршрут, эксплуатация которого будет стоить денег, а окупаться не будет, то стоимость этой эксплуатации будет неизбежно перекладываться на пассажиров путем индексации тарифов», — полагает аналитик.