В рабочие отношения вмешается доверие
Нужен ли бизнесу еще один повод для увольнения
«В связи с утратой доверия» — в Минтруда «Коммерсантъ FM» подтвердили, что такая формулировка увольнения может скоро появиться в Трудовом кодексе. До сих пор за недоверие лишали должностей в основном губернаторов и силовиков и только президентскими указами. Кому и зачем нужна новая форма увольнения? И готов ли бизнес взять на работу сотрудника, которому выразили недоверие? Разбирался Григорий Колганов.
«Причина отставки — утрата доверия президента» — с этой формулировкой в 2010 году закончилась карьера мэра Москвы Юрия Лужкова. Теперь за утраченное доверие предлагают увольнять и простых россиян. Если главе государства можно, то почему руководителю частной компании нельзя, отмечает ресторатор Аркадий Новиков: «Например, человек обсчитал клиента. Что после этого необходимо сделать? Я считаю — увольнять. А как увольнять? В связи с утратой доверия. Мы же не будем вызвать полицию, составлять уголовное дело и тратить на это время. Мы часто смотрим, что наш президент снимает губернаторов, каких-то чиновников, министров в связи с утратой доверия. Это же нормально. Если это можно делать в политике, почему нельзя в бизнесе?».
В Минтруда «Коммерсантъ FM» объяснили цель возможной поправки в Трудовой кодекс. Как отмечают в ведомстве, это поможет «улучшить дисциплину и сотрудников, и работодателей». С просьбой разрешить увольнять за недоверие к властям обратились некие бизнесмены. Но с их позицией не все согласны.
Так, гендиректор сети «Азбука вкуса» Владимир Садовин считает, что действующих поводов для увольнения достаточно: «Это не сильно понятная формулировка, которая провоцирует какие-то спекуляции на эту тему.
Мне кажется, что любые увольнения, которые не могут быть законными по другим статьям, будут объяснять этим.
Что такое эта утрата? Нужно не просто дать возможность, а все-таки прописать конкретные критерии».
Министерство труда подчеркивает, что уволить по статье «утрата доверия» можно будет только после особой проверки, которая должна подтвердить, что руководитель, например, не просто сводит счеты с подчиненным.
Судя по международному опыту, можно и вовсе обойтись без конкретики. В некоторых американских штатах, например, работников увольняют без объяснения причин одним днем, но при этом им причитаются остающиеся по контракту выплаты, подчеркнула в беседе с «Коммерсантъ FM» жительница США Элизабет Амант: «Все зависит от контракта, в котором прописано, что произойдет в каждом конкретном случае. Компания выплачивает все деньги, согласно своим обязательствам. Кому-то за несколько недель, кому-то — за несколько месяцев. Также работодатель, как правило, дает возможность чуть-чуть попридержать страховку или перевестись на другой проект. На практике, мне кажется, маленькие компании больше могут это практиковать».
В России представить подобное можно разве что в отношении наемных топ-менеджеров. Управляющий партнер рекрутинговой компании Odgers Berndtson Роман Тышковский считает, что после появления новой нормы в контрактах управленцев сразу появится соответствующий пункт: «Утрата доверия — вещь, которая очень сложно прогнозируется. Сегодня вы подписали соглашение с одним генеральным директором, но завтра он уволился вместе со своей командой. А новый глава компании посчитал, что вы лишились доверия. Но понятно, что от таких случаев управленцы будут страховаться и прописывать эту историю в контракте».
Едва ли не главный вопрос в свете новой инициативы — наймет ли работодатель сотрудника, ранее уволенного в связи с утратой доверия? Для президента инвестиционной группы «Московские партнеры» Евгения Когана эта формулировка, может, и не стала бы определяющей, но заставила бы призадуматься: «Для меня это красный маячок. То же самое, что ты берешь сотрудника, а у него в трудовой написано "Уволен по статье".
Лично я как работодатель буду очень серьезно разбираться, что это такое.
Но если мне подходит сотрудник, и он для меня комфортен, то я возьму его на работу, не взирая ни на что».
А еще формулировка «утрата доверия» звучит обидно — почти как «уволен за профнепригодность». Спросите об этом у Юрия Лужкова.
В Федерации независимых профсоюзов назвали предложение бизнеса «бредом». В комитете Госдумы по труду и соцполитике «Коммерсантъ FM» заявили, что идею не поддерживают — в действующем законодательстве достаточно оснований для увольнения.