Concorde 2.0 может стать реальностью
Гонка по созданию нового сверхзвукового пассажирского самолета захватила авиастроителей
Мечта передвигаться по воздуху быстрее звука снова овладевает авиационной отраслью. И ведущие мировые производители, и дерзкие стартапы уже подготовили концепции. Они кажутся настолько реальными, что уже вызвали ответную реакцию со стороны противников сверхзвуковой авиации.
Фото: Reuters
Будущее, которое нам было обещано
17 июля не слишком до сих пор известная организация «Мировой совет по чистому транспорту» опубликовала доклад о безусловном вреде для окружающей среды сверхзвуковых пассажирских самолетов. Авторы подсчитали, что двигатели сверхзвуковых самолетов на 40% «грязнее» дозвуковых по выбросам оксидов азота и на 70% по диоксиду углерода.
Как создавали сверхзвуковые пассажирские самолеты
В этом экологи даже видят некоторое преимущество. Такие самолеты будут нарушать действующие экологические стандарты, и им просто не позволят летать.
Публикация приурочена к аэрокосмическому салону в Фарнборо, где тема сверхзвуковых пассажирских полетов стала одной из главных.
Как сообщает The Wall Street Journal, наиболее активными сторонниками сверхзвуковых коммерческих перелетов оказались и не нуждающиеся в представлении Boeing и Lockheed, и американские стартапы Boom и Spike.
Им активно помогает NASA, которое ведет исследования по снижению уровня шума сверхзвуковых аппаратов.
Один из опрошенных WSJ экспертов, президент научно-исследовательского центра Aerospace Corp. Стивен Айзаковиц так объяснил возрождение интереса к сверхзвуку: «Это будущее, которое нам было когда-то обещано».
Главной проблемой эксперты и представители отрасли считают не технические ограничения, а экономическую и коммерческую составляющую. Истории сверхзвуковых Ту-144 и Concorde показали, что расходы на топливо и обслуживание перекрывали скоростные достоинства лайнеров.
Быстро значит дорого
«Достаточно ли в мире пассажиров, готовых доплачивать за скорость?» — этот вопрос гендиректор Boeing Деннис Мулленбург назвал главным для авиаотрасли на данный момент. Концепт, представленный Boeing, будет летать в несколько раз быстрее скорости звука. Однако он дорог, на его разработку, скорее всего, уйдет еще пара десятилетий.
Стартап Boom Technology Inc. получает финансирование от Japan Airlines, уже имеет несколько предварительных заказов и уверяет, что начнет поставки через несколько лет. Компания ставит целью сокращение продолжительности трансатлантических перелетов вдвое. Так, чтобы рейс Лондон—Нью-Йорк—Лондон занимал меньше суток.
В лучших традициях Concorde у самолета будет только один класс и обращен проект к тем же, кто был пассажиром англо-французского сверхзвукового самолета. То есть к нестесненным в средствах людям, опаздывающим, условно говоря, на заседание совета директоров на Уолл-стрит или примерку свадебного костюма на лондонской Сэвил-роу.
На похожих потребителей рассчитывают также в России. Напомним, в январе 2018 года Владимир Путин предложил сделать пассажирскую версию сверхзвукового бомбардировщика Ту-160. Практически сразу чиновники представили бизнес-план. Как выяснил тогда “Ъ”, новый самолет может в итоге оказаться штучным бизнес-джетом для арабских шейхов стоимостью до €150 млн.
Но несмотря на экономические проблемы и противодействие экологов, власти разных стран или всецело поддерживают возрождение гражданской сверхзвуковой авиации, или смирились с его неизбежностью. Например, американское Федеральное авиационное агентство уже готовит свод правил для сверхзвуковых полетов.
Фотогалерея
Быстрее звука
Разработка сверхзвукового пассажирского самолета началась сразу в нескольких странах в начале 1960-х годов
Фото: Reuters
Британская BAC и французская Sud Aviation, первоначально разрабатывавшие свои проекты по отдельности, в 1962 году объявили, что объединяют их. Поэтому самолет и получил название Concorde, что в переводе с французского означает «согласие»
Фото: Reuters / Peter Morgan
В США разрабатывалось сразу два проекта сверхзвуковых пассажирских самолетов — Boeing 2707 (макет на фото) и Lockheed L-2000. Но до производства ни один не дошел: финансирование из-за затрат США на войну во Вьетнаме и космическую программу было небольшим, и в 1971 году стало понятно, что конкуренты ушли далеко вперед, и программа была свернута
Фото: tekku.ru
Советский Ту-144 начал проектироваться позже «Конкорда». Вопрос о том, были ли в советском проекте прямые заимствования, до сих пор остается спорным. Но первый полет Ту-144 совершил на два месяца раньше «Конкорда» — 31 декабря 1968 года
Фото: Ю.Чуприков / ТАСС
Из-за форсирования сроков Ту-144 в целом получился более «сырым», чем европейский конкурент, но со своими преимуществами. Считалось, что двигатели, тормоза и электроника лучше у «Конкорда», а аэродинамика — у Ту-144
Фото: Ю.Чуприков / ТАСС
В эксплуатацию Ту-144 ввели только в 1977 году. За 10 лет испытаний с ним успела произойти первая катастрофа — прямо на авиасалоне в Ле-Бурже в 1973 году. По официальной версии, причиной стал резкий маневр Ту-144, уклонявшегося от подлетевшего близко французского самолета, с которого велась фотосъемка
Фото: Борис Корзин / ТАСС
В 1977 году Ту-144 впервые поставили на регулярную линию Москва—Алма-Ата. Время в полете составляло 2 часа (сейчас в среднем 4 часа 15 минут). Но самолет пролетал на линии только семь месяцев: в Подмосковье во время тестового полета упал уже второй лайнер, и дорогостоящую имиджевую программу решили закрыть
Фото: Виктор Великжанин и Виталий Созинов / ТАСС
В 1983 году на одном из «Ту-144» были установлены 13 мировых рекордов дальности и скорости полетов. Тогда же поднимался вопрос о возобновлении эксплуатации сверхзвукового авиалайнера «Аэрофлотом», но на линии его так и не вернули. До 1999 года некоторые экземпляры использовались в качестве лабораторий
На фото: учебный аэродром Самарского национального исследовательского университета имени академика Королева
Фото: Коммерсантъ / Игорь Евдокимов
Судьба «Конкорда» складывалась более удачно. Самолет 25 лет обслуживал престижные трансатлантические маршруты, и, несмотря на цену билетов в несколько тысяч долларов, в США, Британии и Франции находилось достаточно состоятельных пассажиров, готовых заплатить за то, чтобы долететь из Лондона в Нью-Йорк за три часа
Фото: Reuters
После снятия с рейсов Ту-144 «Конкорд» остался единственным в мире сверхзвуковым самолетом. При крейсерской скорости 2135 км/ч он мог перевезти до 120 пассажиров на расстояние до 7250 км
Фото: Reuters / Russell Boyce
Черным днем для «Конкорда» стало 25 июля 2000 года. Тогда при взлете в парижском аэропорту Шарль де Голль у лайнера в воздухе загорелся бензобак, самолет потерял управление и рухнул над пригородом Парижа Гонесс. Все 100 пассажиров и девять членов экипажа погибли
Фото: Reuters / Andras Kisgergely
Как выяснилось позже, причиной катастрофы стала чистая случайность — небольшая титановая пластина, оторвавшаяся от двигателя взлетавшего незадолго до этого самолета компании Continental. При разбеге «Конкорд» зацепил деталь колесом. Покрышка лопнула, и ее фрагменты, разлетаясь, пробили бензобак, что и вызвало пожар
Фото: Reuters
То, что причина катастрофы была случайной, «Конкорд» не спасло. После падения самолета под Парижем продажи билетов стали падать. А после 11 сентября 2001 года весь мировой рынок авиаперевозок оказался в глубоком кризисе
Фото: Reuters
Стареющий парк «Конкордов» не мог больше конкурировать с дозвуковыми, но более современными моделями. В 2003 году British Airways и Air France приняли решение вывести самолет из эксплуатации
Фото: Reuters
Оставшиеся экземпляры сверхзуковых пассажирских самолетов теперь можно увидеть только в музеях и на авиашоу
На фото: Ту-144 на авиасалоне МАКС в 2009 году
Фото: Коммерсантъ / Павел Головкин
В 2006 и 2008 годах Международной организацией гражданской авиации были приняты новые стандарты авиационного шума. В результате полеты сверхзвуковых самолетов над сушей попали под запрет. Решением проблемы шума заинтересовались ведущие космические агентства, чем снова всколыхнули интерес к сверхзвуковым планерам. В июле 2015 года Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) совместно со Шведским национальным космическим агентством провело ряд испытаний нового сверхзвукового самолета D-SEND-2 (на фото)
Фото: JAXA
15 ноября 2016 года компания Boom Technology из США и британский бизнесмен Ричард Брэнсон представили демонстратор XB-1 будущего сверхзвукового пассажирского самолета Overture. Пока создатели показали уменьшенную в масштабе 1:3 копию серийной модели. По расчетам конструкторов, воздушное судно сможет преодолевать расстояние между Лондоном и Нью-Йорком за 3,5 часа, ориентировочная цена билета — около $5 тыс.
Фото: Boom Technology
В июле 2021 года у Boom Technology появился потенциальный покупатель: американский авиаперевозчик United Airlines объявил о планах купить 15 самолетов Overture. В январе 2022 года компания заявила, что готова приступить к строительству завода в Северной Каролине, где будут собираться сверхзвуковые пассажирские лайнеры. Выкатка полноразмерного воздушного судна запланирована на 2025 год, а завершение сертификации — на 2029-й
Фото: Alyson McClaran / Reuters