Burberry разжигает конфликт
Почему компания избавляется от прошлых коллекций посредством огня
Все в огне: британский люксовый бренд Burberry сжигает вещи из прошлых коллекций на миллионы долларов. Горит не только одежда, но и сумки, и даже парфюмерия. Почему компания сжигает свои товары и есть ли у брендов другой выбор? Рассказывают Владислав Викторов и Юлия Грицай.
Тысячи горящих пальто и миллионы сгоревших фунтов стерлингов. Британский люксовый бренд Burberry только за прошлый год уничтожил 20 тыс. вещей на $37 млн. Основная причина — кризис перепроизводства. Одежда этой марки слишком дорогая, и в магазинах ее не раскупают — даже в аутлетах. Также Burberry не хочет терять свою репутацию бренда, доступного лишь избранным. Компания отказывается снижать цену даже на старые коллекции, рассказывает генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс: «Переизбыток дисконтированных вещей на рынке подрывает репутацию компании и отталкивает покупателей, которые хотели бы, чтобы бренд ассоциировался с элитарностью и престижем. Компания за дисконтированный товар получает копейки, которые даже не компенсируют ее расходы, и эти дисконты могу создать опасность для продаж будущих коллекций по полной цене».
Burberry продукцию хоть и уничтожает, но уничтожает «ответственно», заверило журналистов руководство компании. По словам представителей бренда, одежду сжигают только там, где из нее можно получить энергию. Так же действует и крупнейший в Европе производитель одежды. H&M сжигает непригодный для продажи товар в шведском Вестеросе, а выработанную энергию город использует для отопления.
Но руководитель токсического отдела «Гринпис Россия» Алексей Киселев не верит, что действия фэшн-брендов безопасны для экологии: «Ткань, кожа, текстиль, красители, добавки, дубильные вещества, которые при сжигании попадают в атмосферу — это не самая серьезная половина проблемы. Серьезная — в том, что каждый килограмм сумки или предмета одежды Burberry несет за собой еще 10 кг отходов, если мы будет считать весь процесс, от производства сырья для товара до помещения его на рынок».
Модные вещи теряют в стоимости очень быстро — примерно через два месяца после начала сезона. Поэтому магазины вынуждены делать на них скидки, которые иногда доходят и до 80%. Никакой прибыли компания тогда, конечно, не получает, и пытается придумать, что делать с пылящимися на складах товарами. Утилизация — далеко не единственный вариант, считает генеральный директор фэшн-компании Real Profit Group Андрей Якоби: «В первую очередь приходит на ум благотворительность, раздача вещей нуждающемуся населению. Второй вариант — аукционы. Если, например, будет сотрудничество известной персоны с брендом — она продаст какую-то вещь из своего гардероба — это и хороший маркетинг, и разумное потребление».
А вот голландский бренд Mud Jeans вообще не продает джинсы в прямом смысле слова. Покупатели как бы арендуют их на год, а потом возвращают в магазин. Там они реставрируются и перепродаются, а утилизируются только в самом крайнем случае.