Текучий город и ветер с Северного моря

Событие

Каким станет будущее — для человека, природы, городской среды? Что останется от "старого доброго времени"? Нужно ли бояться перемен, когда уже ничто не кажется определенным? Новые смыслы и формы творческого мышления — порой фантастические, завораживающие, неожиданные — сегодня можно найти в средневековом фламандском городе Брюгге и на курортах бельгийского побережья. Триеннале современного искусства в Брюгге проходит до 16 сентября, а фестиваль "Бофор" (Beaufort) на побережье — до 30 сентября.

Елена Федотова

Liquid City — так обозначена тема нынешнего фестиваля в Брюгге, который проходит во второй раз после 2015 года. "Жидкий, текучий, неустойчивый, непостоянный" — все эти смысловые оттенки становятся метафорой, вдохновившей архитекторов, скульпторов, художников со всего мира на создание инсталляций и объектов, вписанных в городскую среду с ее средневековой застройкой и знаменитыми каналами. Тема отсылает к теории социолога Зигмунта Баумана: "текучей современностью" он назвал эпоху, которая идет на смену нынешнему структурированному миру, время, когда мир становится подвижным и свободным. Кураторы фестиваля Тилл-Хольгер Борхерт (Till-Holger Borchert) и Мишель Девильде (Michel Dewilde) отобрали 15 работ — они установлены в историческом центре и на каналах. Все инсталляции "Текучего города" объединены по трем темам: места для встреч и отдыха, творческие пространства и вымышленный город как символическое представление урбанизации.

Конечно, особенно впечатляют инсталляции на каналах. Их видно издалека и они, словно вырастая из воды, контрастируют со сказочными открыточными видами. Притягивая взгляд, поражая своими размерами, формами, цветом и диссонансом с окружающим пространством, они взывают: ничто не вечно, но старый мир может принять новое и непривычное — стоит только на это посмотреть под другим углом зрения. Как это сделали, например, испанские архитекторы Хосе Селгас и Лючиа Кано, основатели компании SelgasCano: их Pavilion из розово-оранжевого винила — один из самых впечатляющих объектов. Сквозь прозрачные стены этой как бы надутой тубы-гусеницы мир всегда выглядит солнечным и ярким. В июле и августе на деревянной платформе, где установлен павильон, устраивают бассейн — по выходным можно будет искупаться. "Павильон" как место отдыха и встреч тематически объединен с другим объектом, новой городской достопримечательностью — громадным сине-белым китом, будто выпрыгивающим из канала прямо на площадь Ван-Эйка. Это "Небоскреб" (Skyscraper), или "Брюггский кит" (The Bruges Whale), архитектурного бюро StudioKCA из Нью-Йорка. Кит создан из пяти тонн пластиковых отходов, выловленных из океана у Гавайских островов волонтерами Фонда живой природы и серферами для этого проекта. Громадное существо, кажется, готово поглотить памятник Ван-Эйку, оно — реальная угроза тому, что принято считать вечным. Создатели объекта таким образом хотят привлечь внимание к глобальной проблеме вредных выбросов и загрязнения океана и заявить: с этой угрозой надо бороться немедленно.

Казалось бы, есть такие места, которые во имя высших идеалов должны сохранять свой дух и облик неприкосновенным — храмы, например. Оказывается, и туда могут внедряться новые формы, при этом сакральность пространства удивительным образом ощущается куда сильнее. Конструкция из белого перфорированного материала — тончайших алюминиевых панелей со 150 тыс. отверстий (фото на обложке)-- ньюйоркского архитектора Марка Форнес (Marc Fornes) установлена в нефе храма XVII века в семинарии Grootseminarie (здесь готовят католических священников). Хитросплетение трубчатых образований под названием nonLin / Lin ассоциируется с какой-то невиданной формой жизни. Идея проекта — показать, как цифровой дизайн изменяет подход к созданию архитектурных форм.

Бельгийское побережье Северного моря — это ожерелье дорогих курортов с белым песком, королевским яхт-клубом, кайтсерфингистами и размеренной буржуазностью повседневной жизни. Именно здесь с 2003-го каждые три года проходит фестиваль "Бофор" (Beaufort). Основная тема нынешнего, как ее обозначает куратор фестиваля Хейди Баллет (Heidi Ballet), — роль постоянных памятников. Какое значение они придают месту? Какое послание несут и соответствует ли оно духу времени? Многие из них давно устарели и обесценились — в качестве примера господин Хейди приводит монументы времен колониального прошлого Бельгии и те, что низвергаются с пьедесталов в бывших прокоммунистических странах. Нужны ли новые памятники? Какие идеи и каким образом они будут отражать в мире, где реальностью становится человеческая уязвимость перед глобальными изменениями, когда для миллионов людей существует риск оказаться "климатическим беженцами" в результате всеобщей антиэкологической политики?

На фестивале представлено множество абстрактных объектов, скульптур, конструкций и граффити (в рамках проекта The Crystal Ship в городе Остенде). Кстати, после фестиваля некоторые объекты по решению властей остаются на своих местах — их город выкупает у авторов.

Что касается новых памятников, то, пожалуй, самая остроумная идея принадлежит китайскому художнику Сюй Чжэню (Xu Zhen). На берегу, в городке Де Хаан, он воздвиг копию бронзовой античной статуи "Посейдон с мыса Артемисион" V века до н. э. На голове и руках величественного бога, разведенных в стороны, сидят смешные и уже, похоже, приготовленные пекинские утки — символы китайской гастрономии. Такой вот мостик между Востоком и Западом, мифами и реальностью, разными культурами с их парадоксами.

Вся лента