Антверпен в Год Рубенса

События

2018 год в Антверпене объявлен Годом Рубенса. Трудно было представить, насколько необычной станет его программа. Масштабный фестиваль искусства "Антверпен 2018: Год Рубенса и эпохи барокко" начался в июне.

Дом Питера Пауля Рубенса — художника, дипломата, полиглота, коллекционера — хранит все свидетельства его жизни в Антверпене

Фото: Елена Федотова, Коммерсантъ

Елена Федотова

В нем участвуют практически все музеи и галереи города, театральные труппы, современные художники, граффитисты, фотографы, дизайнеры и даже повара. Администрация Антверпена и агентство Toerisme Vlaanderen вложили в проведение этого фестиваля €8,8 млн.

На первый взгляд кажется, что Антверпен живет только наследием самого Питера Пауля Рубенса: здесь более 50 его работ в различных музеях и соборах, его дом и мастерская, известные на весь мир; в церкви Святого Иакова — капелла, где он похоронен, и его "Богоматерь со святыми", где изобразил себя и тех, кого любил, — художник сам выбрал эту картину для алтаря капеллы. В то же время город, хранящий еще множество свидетельств жизни и творчества гения на все времена, оберегает и другие свидетельства разных эпох — и времени религиозных войн, и наступившего в начале XVII века золотого века искусства с его мастерами. Удивляет другое: как Рубенс и эпоха барокко, при всей неоднозначности этого стиля, до сих пор продолжает вдохновлять, питать, наводить на размышления современных художников — и не только знаменитых антверпенцев Яна Фабра и Люка Тейманса, а еще и музыкантов, актеров, балетмейстеров, фотографов, дизайнеров, граффитистов и даже рестораторов... Беспрецедентный фестиваль "Антверпен 2018: Год Рубенса и эпохи барокко" это доказывает. Программа фестиваля в ее печатном варианте — целая книга с изображением пышнотелой модели на обложке — работы фотографа Пола Койкера (Paul Kooiker). Его выставка проходит в фотомузее FOMU до октября.

В программе — 13 выставок и инсталляций (некоторые из них действуют до марта следующего года), 10 театральных проектов, больше 20 концертных программ, пять прогулок-экскурсий по историческим местам Рубенса, более 10 событий под рубрикой "Барокко в городе", мероприятия для детей, лекции, тематические вечеринки. У организаторов фестиваля — 50 городских партнеров из сферы культуры и искусства. Около 300 произведений искусства арендованы для восьми выставок — большая часть из этих экспонатов выставляется на всеобщее обозрение в Антверпене впервые.

Кстати, об аренде картин. Музей современного искусства Антверпена (M HKA) попросил известного бельгийского художника Люка Тейманса (Luc Tuymans) устроить выставку, представляющую его личное видение барокко, и "стряхнуть с этого термина пыль". Художнику удалось договориться, взять в аренду и привезти в музей шедевры Франсиско де Сурбарана, Караваджо и Ван Дейка, чтобы устроить некий художественный диалог с провокационными и неординарными инсталляциями и произведениями современных художников в одном пространстве. (Избранные работы Королевского музея изящных искусств в Антверпене — KMSKA, которому принадлежит богатейшая коллекция фламандских мастеров барокко, не могли участвовать в экспозиции). Эта удивительная художественная практика, пронизанная необыкновенными выставочными решениями и современными музейными технологиями, совершенно уникальна. Название выставки можно перевести как "Жизнерадостный/Кровавый" (Sanguine/Bloedrood) — это исследование энергий жизни и смерти, вызывающее порой настоящий шок.

Истинным открытием стали три работы Яна Фабра для алтаря бывшей церкви Святого Августина — они уже установлены на месте трех произведений Рубенса, Ван Дейка и Якоба Йорданса, выполненных по заказу монахов-августницев и находящихся сегодня в KMSKA. В наши дни в бывшей церкви располагается международный музыкальный центр AMUZ. На создание алтаря у Фабра ушло три года, в качестве материала художник выбрал панцири жуков-златок, из которых он сделал уже множество изображений.

Главной героиней барокко фестиваль называет Михаэлину Ваутер (Michaelina Wautier, 1604-1689). Это первая выставка художницы, творившей в те времена, когда это занятие считалось чисто мужским,— экспозиция организована Домом Рубенса и музеем MAS. На выставке "Михаэлина" представлено все многообразие жанров, в которых она работала: портреты, исторические полотна большого формата, работы, написанные по мифологическим и религиозным сюжетам, цветочные композиции. А вот о жизни художницы известно очень мало.

В 2019 году исполняется 450 лет со смерти Питера Брейгеля, и Год Рубенса плавно переходит в другой проект — "Фламандские мастера" (2018-2020 годы). Он посвящен жизни и наследию Ван Эйка, Питера Брейгеля Старшего, другим фламандским художникам и, конечно же, Питеру Паулю Рубенсу — знаменитому на весь мир антверпенцу, без которого и сегодня жизнь самого большого города в Бельгии немыслима. Кстати, в 2019 году исполняется 450 лет со дня смерти Питера Брейгеля.

Проект "Фламандские мастера" продлится три года

До 2 сентября 2018 года: выставка "Михаэлина" в музее MAS. Михаэлина Вотье (1617-1689) творила в те времена, когда женщины-художницы были редкостью.

28 сентября — 6 января 2019 года: экспозиция "Книжный дизайн в стиле барокко" в доме Плантена-Моретуса, единственном музее мира, включенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Весна 2019 года: выставка "Мир Брейгеля в черно-белом цвете" из коллекции эскизов и гравюр Брейгеля Королевской библиотеки Бельгии.

6 апреля — 28 июля 2019 года: "Пир дураков" в замке Гаасбек представит художников ХХ века, которые открыли Брейгеля по-новому.

2020 год: открытие нового интерактивного Центра Рубенса. Можно будет увидеть студию, друзей и родственников художника, совершить путешествие по Европе в его компании.

Весна 2020 года: возвращение Гентского алтаря в собор Св. Бавона, для которого он был создан.

Вся лента