Николай Александров: «"Метрострой" может больше»
Справляться со сложнейшими задачами «Метрострою» помогают огромный опыт и технический потенциал
— Николай Вадимович, чемпионат мира по футболу закончился, самое время подводить итоги. Есть уже первые отзывы о работе «Метростроя» при строительстве стадиона «Санкт-Петербург»?
— Если судить по отзывам болельщиков и организаторов чемпионата, то стадион превзошел все ожидания: комфортный, с удобной внешней и внутренней инфраструктурой, полностью приспособленный для людей с физическими ограничениями. И самый главный бонус для всех зрителей — поле, которое видно с любого места. За время чемпионата был побит рекорд посещаемости футбольных матчей в городе. И это главная награда для всех строителей, принимавших участие в сооружении этого уникального объекта.
— Связано ли событие с вашей личной историей? Или это только работа?
— Я с юности люблю футбол. Даже играл в команде «Кировец». А сейчас мое увлечение поддерживают три сына. И я, конечно, присутствовал на играх чемпионата и испытывал тот же восторг, что и все зрители. России удалось сделать настоящий праздник спорта, а сборной — показать, что такое красивая игра и воля к победе. Однако мне повезло больше: я стал не только свидетелем события, которое войдет в историю, но и был причастен к его организации.
— К чемпионату мира вы достроили не только стадион, но и несколько станций метро. Что было самым сложным в этих проектах?
— Сроки. Взять на себя обязательство построить участок метро с двумя станциями всего за два с половиной года — это риск, обусловленный прежде всего непредсказуемостью геологических условий нашего города. Даже притом, что у нас колоссальный опыт в сооружении метро (с 1941 года), реализовать этот проект было крайне трудно. При выполнении этих проектов мы без преувеличения совершили прорыв в техническом и профессиональном планах в масштабах мирового тоннелестроения. К слову сказать, темпы завершения строительства стадиона тоже были молниеносными.
— Какой критерий оценки работы для вас самый важный? Чем вы гордитесь больше всего?
— Востребованность после сдачи в эксплуатацию. Если с появлением новой станции или другого объекта жизнь людей становится легче и комфортнее, то мы все сделали правильно. В этом смысле станции метро «Беговая» и «Новокрестовская», построенные к чемпионату, были для нас даже более значимым достижением, чем завершение строительства стадиона. И хотя задача построить их в два раза быстрее проектных сроков казалась невыполнимой, мы справились, и от этого гордость за себя, компанию, город и страну в разы больше.
— Появление стадиона «Санкт-Петербург» стало заметным событием в мире спорта. Что ждет стадион после чемпионата?
— Во время чемпионата стадион стал спортивным символом нашего города, а после, я уверен, займет достойное место в списке петербургских достопримечательностей. Это не просто еще одна спортивная арена. Это уникальная площадка с выкатным полем и раздвижной кровлей, которую можно использовать для проведения любого мероприятия — от футбольного матча до концертов звезд мировой величины. Так что стадион ждет большое будущее. Не только спортивное.
— Строительство завершено. Ваше присутствие на стадионе на этом подходит к концу?
— Мы создавали временную инфраструктуру стадиона для проведения Кубка Конфедераций в прошлом году и для чемпионата мира в этом. Поэтому пока остаемся, чтобы демонтировать временные сооружения, привести объект в проектное состояние и передать в эксплуатацию «Зениту».
— А какие планы у «Метростроя» на ближайшее время?
— Нашим главным делом было и остается строительство метрополитена. До 2022 года у нас подписаны контракты на строительство Красносельско-Калининской линии со станциями «Юго-Западная» и «Путиловская» и участка Лахтинско-Правобережной линии от станции «Спасской» до «Горного института». В этом году мы планируем также сдать в эксплуатацию три станции Фрунзенского радиуса: «Проспект Славы», «Дунайскую» и «Шушары». Кроме того, «Метрострой» участвует в строительстве нового эллинга для СЗ ПАО «Северная верфь» и сооружает многофункциональный музейный центр в Рождествено. Так что планы есть, и они касаются самых разных отраслей строительства. Самое главное, что у нас огромный опыт и технический потенциал, чтобы строить гораздо больше, эффективнее и выполнять наши обязательства перед городом и его жителями. Этим и займемся.