«Семейный автомобиль» въехал в банки
Минпромторг не спешит компенсировать потери от льготного автокредитования
Банки, участвовавшие в программах льготного автокредитования, несколько месяцев не могут получить от Минпромторга компенсацию своих выпадающих доходов. До сих пор даже не принят нормативный документ, по которому должны быть выделены средства. Речь идет о нескольких миллиардах рублей. Кто-то из игроков всерьез беспокоится, кто-то верит в добросовестность государства, Минпромторг пока хранит молчание.
Ассоциация российских банков (АРБ) обратилась в Минпромторг с письмом о судьбе причитающегося кредитным организациям возмещения затрат по программам льготного автокредитования. Государство обещало компенсировать уплату первоначального взноса в размере 10% от стоимости автомобиля, приобретенного по программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Как сообщается в письме, еще в начале года Минпромторг обещал в течение десяти дней утвердить правила предоставления субсидий банкам на 2018 год, а сами субсидии выплатить в июне. Однако на сегодняшний день есть лишь правила компенсации выпадающих доходов банкам за 2015–2017 годы. Соответствующий нормативный документ на 2018 год не утвержден.
Программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» были запущены в июле 2016 года. Семьи с двумя и более детьми, а также граждане, впервые покупающие машину, могли рассчитывать на скидку 10% от стоимости автомобиля. Максимальная цена машины —1,45 млн руб. Срок кредитования в 2017 году не должен был превышать 36 месяцев, в 2018 году он был увеличен до 60 месяцев. Ранее Минпромторг заявлял, что на программы поддержки отечественного автопрома в 2018 году будет выделено 35 млрд руб., из которых 16 млрд пойдут на поддержку адресных программ.
Программа на 2018 год закончена, 14 мая Минпромторг сообщил, что за четыре месяца ее действия на льготных условиях продано почти 86 тыс. автомобилей при целевых 80,6 тыс. автомобилей. При этом банки не получили ни денег, ни даже нормативного документа, на основании которого эти деньги должны быть выплачены. «В итоге рынок в замешательстве,— отмечает вице-президент банка "Уралсиб" Елена Куличева.— Завершается налоговый период, банкам необходимо как-то отражать данные расходы, они и на расчет налогов влияют, однако ясности нет до сих пор».
Суммы недополученного возмещения для банков немалые. Например, только ВТБ, как сообщили в пресс-службе банка, в 2018 году в рамках программ автокредитования «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» выдал 17,5 тыс. кредитов на общую сумму 7,8 млрд руб. Таким образом, ВТБ бюджет задолжал, по оценкам “Ъ”, не менее 780 млн руб.
В Минпромторге на запрос “Ъ” не ответили. По словам юристов, для кредитных организаций ситуация сложилась довольно рискованная. «Если нет нормативного документа, то нет и оснований для выделения денег банкам»,— рассуждает глава АП «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго. Впрочем, часть игроков, участвовавших в программах льготного автокредитования, пока не видят большой проблемы в задержке. Совладелец Совкомбанка Сергей Хотимский отметил, что считает причины «чисто техническими». «Насколько мне известно, сейчас все уже утверждено и согласовано, и средства будут выделены в ближайшее время»,— отметил он.
По словам руководителя розничного блока Юникредитбанка Ивана Матвеева, компенсация выплачивается из линейных затрат Минпромторга, это не проектные расходы, как было на более ранних этапах программ автокредитования с господдержкой. «Полагаю, задержки происходят, когда в очередь попадают линейные платежи,— продолжил он.— Невыплата возмещения сродни дефолту, но мы такой сценарий даже не рассматриваем». Эксперт подчеркнул, что портфели по автокредитам живут по несколько лет, в банке на сегодняшний день есть еще ссуды 2014 года, когда действовали предыдущие версии автокредитов с господдержкой и льготной ставкой по кредиту, и Минпромторг ни разу ни дал основания усомниться в его платежеспособности.