«Сегодняшней сенсации уже как минимум больше века»
Дмитрий Гронский — о призыве частных автомобилей на службу в случае войны
Обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Гронский рассказывает о том, как со времен Николая II военные подразделения мобилизовали на службу частный автотранспорт.
Летом, когда граждане предпочитают отдыхать, и политическая жизнь — а также деловая, культурная и любая другая, кроме отпускной — замирает, любая новость может разрастись до размеров сенсации.
Так, во вторник все обсуждали изменения, которые Минобороны планирует ввести в перечень техники, которая может быть передана армии в случае введения военного положения. Мол, в первую очередь военных будет интересовать техника Ульяновского автозавода. Во вторую — «Нивы». В третью — внедорожники в принципе, то есть под ружье может быть поставлен ваш Range Rover или Lamborghini Urus, например. Ну и в четвертую — на воинский учет на всякий случай поставят все легковые автомобили пассажировместимостью до восьми мест.
Если кто не в курсе — сколько существует частный автомобильный транспорт, ровно столько же военные имеют его в виду на случай войны. В позднем СССР, случись что серьезное, мобилизации подлежали бы не только «Нивы», но и «Волги», независимо от того, в личном или государственном пользовании они находятся.
Кстати, сегодня отечественная автомобильная техника больше востребована военными — не потому что наш «козлик» лучше Mercedes, а потому что к нему есть в наличии запчасти и «расходники». Во время Великой отечественной войны проблема призыва на службу частного автотранспорта не стояла, потому что машин в частных руках практически не было.
Идем дальше. В своей книге «Другие берега» Владимир Набоков вспоминал, как шофер его отца разобрал на части роскошный лимузин «Уользлей» английского производства. А части эти попрятал в разных одному ему известных местах, чтобы машина не была призвана на службу. Это случилось летом 1917 года, уже при временном правительстве. А закон «Об автомобильной воинской повинности», согласно которому в случае войны автовладельцы обязывались сдать свои машины в армию, был принят царским правительством еще 17 июля 1914 года. Так что сегодняшней сенсации уже как минимум больше века.