Стойка на усах
"Миссия невыполнима" приросла еще одним сиквелом
В прокат выходит "Миссия невыполнима: Последствия" Кристофера Маккуорри — шестая часть популярной экшен-франшизы, в которой 56-летний Том Круз снова сыграл неуязвимого суперагента и снова выполнял все трюки самостоятельно, из-за чего сломал ногу на съемках. По мнению Юлии Шагельман, результат таких жертв все-таки не стоил.
В 2008 году в фильме "Солдаты неудачи" (Tropic Thunder) Том Круз сыграл одну из лучших своих ролей — довольно злую пародию на всесильного голливудского продюсера, похожего, например, на недоброй памяти Харви Вайнштейна (хотя, по слухам, метили авторы в тогдашнего главу Paramount — студии, на которой снимается как раз "Миссия невыполнима"). А Бен Стиллер там же изобразил вечного героя боевиков, навсегда повязанного с затяжной франшизой "Жарища": "Жарища-2", "Жарища-3", "Жарища-4", "Жарища-5" — и так до бесконечности. Теперь, десять лет спустя, таким героем выглядит сам Круз, и не похоже, чтобы это амплуа его мучило.
Начиналось-то все в 1996-м как изысканное киноманское развлечение на тему древнего телесериала 1960-х, с режиссерами, к которым на автомате прилагается словечко "визионер": Брайаном Де Пальмой, Джоном Ву. Но начиная с третьей "Миссии" (2006), которую взял в свои ухватистые руки неутомимый "перезагрузчик" чужих идей Джей Джей Абрамс, всякие эстетские рюшечки были отброшены и франшиза превратилась в машину для заколачивания денег под стать какому-нибудь "Форсажу". В четвертой части ("Миссия невыполнима: Протокол Фантом", 2011) благодаря режиссеру Брэду Берду, начинавшему свой трудовой путь на студии "Пиксар", и актеру Джереми Реннеру еще мелькали проблески чего-то человеческого, но уже пятую ("Миссия невыполнима: Племя изгоев", 2015) снимал, что называется, крепкий ремесленник Кристофер Маккуорри — из тех режиссеров, от которых ждут не авторской индивидуальности, а четкого выполнения задачи, поставленной студией. Опыт получился удачным: кассовые сборы оказались хоть и пониже, чем у "Протокола Фантом", но в целом отличными, так что Маккуорри доверили снимать и следующую часть.
Сюжет новой, шестой "Миссии" полностью укладывается в слоган выдуманной "Жарищи-6": "Опять мир спасать. Опять мне". Необязательные подробности, соединяющие погони, драки, перестрелки, прыжки с парашютом на крышу парижского Гран-Пале и вертолеты, взрывающиеся в небе над Гималаями, таковы: Итану Ханту и его команде выпадает миссия перехватить три плутониевых бомбы у террористов, именующих себя "Апостолами" и борющихся за все хорошее против всего плохого (или наоборот). Во время операции в Берлине Хант ставит ее успех под угрозу, спасая жизнь боевого товарища Лютера (Винг Реймз), причем фраза "Итан, брось меня, спасай мир!" в отличие от пародийной "Жарищи" здесь произносится на полном серьезе.
Плохие парни скрываются вместе с бомбами, а ЦРУ, не доверяя больше Ханту с его неуместным гуманизмом, приставляет к отряду своего агента по фамилии Уокер (Генри Кавилл). Отличительной особенностью этого персонажа являются необычайной пышности усы, которые почти на год превратились в предмет веселья всего Голливуда и тех, кто следит за тамошними новостями. По контракту с Paramount их запрещалось сбривать до конца съемок, которые сильно затянулись из-за травм, полученных Крузом во время выполнения трюков. Тем временем студия Warner Brothers призвала Кавилла к исполнению обязанностей Супермена в фильме "Лига справедливости". Супермен с усами все равно что Буденный без оных, и "Уорнеры" предлагали "Парамаунту" любые деньги за то, чтобы побрить актера и нарисовать ему усы на компьютере. "Парамаунт", не иначе как из вредности, отказался, так что Супермену пришлось цифровым способом растительность удалять, и вышло это не слишком удачно, от чего серьезная драма о самоидентификации супергероев вдруг превратилась в комедию.
Что до "Миссии", то в ней усы действительно сыграли свою роль, особенно в двухсекундном эпизоде ближе к финалу, до боли напоминающем сцену из "Бриллиантовой руки". Кроме того, они главный спойлер фильма, который внимательные зрители могут распознать уже по его постеру.
Беда, однако же, в том, что все эти истории про сломанные конечности Круза и усы Кавилла гораздо интереснее самого фильма. Понятно, что никто не ждет от подобной картины драматических глубин и интеллектуальных высот, но она не справляется и с основной своей задачей — просто развлечь зрителя на два с половиной часа, обеспечив его адреналином от ураганного экшена и приятным (потому что хеппи-энд, ясное дело, неизбежен) беспокойством за героев. Экшен тут, конечно, есть, но его, во-первых, маловато для такого хронометража, во-вторых, стандартные забеги Итана Ханта по европейским столицам и прыжки с одного небоскреба на другой за двенадцать лет успели страшно надоесть. А Круз со товарищи участвуют во всем происходящем с такими лицами, будто и впрямь носят резиновые маски. Конечно, свои полмиллиарда долларов в прокате фильм соберет — это такая же данность, как то, что Итан Хант снова спасет мир. Но сама "Миссия" в этот раз, кажется, все-таки провалилась.