Бюджет дольет денег в автолизинг
Правительство дало на господдержку автопрома еще 2 млрд рублей
Программу льготного лизинга наземного автотранспорта продлили до 2020 года. Ежегодно на субсидирование авансового платежа по договорам лизинга будет выделяться не менее 2 млрд руб., это должно увеличить продажи на 4–5 тыс. единиц техники в год. В 2018 году на льготный лизинг автомобилей выделяли 4 млрд руб. плюс 2 млрд руб. на лизинг общественного транспорта, но, по оценкам источников “Ъ”, объем господдержки лизинга все равно на 40% ниже, чем в 2017 году.
Белый дом продлил программу льготного автолизинга до 2020 года. Согласно опубликованному 25 июля постановлению правительства, предполагается, что объем субсидий составит не менее 2 млрд руб. в год, они пойдут на компенсацию выпадающих доходов лизинговых компаний, предоставляющих скидки лизингополучателям.
Программа льготного автолизинга действовала с мая 2015 года и формально завершилась в 2017 году. Государство субсидировало авансовый платеж — 10% от стоимости автомобиля, но не более 500 тыс. руб. на единицу техники. В 2017 году на льготный лизинг было выделено 13,75 млрд руб., в том числе 10 млрд руб.— на обычный автолизинг и 3,75 млрд руб.— на три новые программы, работавшие с июля — «Свое дело», «Российский тягач» и «Российский фермер».
По программе льготного лизинга в прошлом году было продано 20 тыс. машин.
Предполагалось, что программа господдержки автолизинга завершится в декабре 2017 года, но в Минпромторге заявляли о ее продлении. В марте премьер Дмитрий Медведев распорядился выделить из резервного фонда правительства 10 млрд руб. для субсидий на поддержки автопрома. Из этой суммы 4 млрд руб. пошло на стимулирование автолизинга, предполагалось, что по такой схеме реализуют «не менее 15 тыс. машин». По новому постановлению по этой схеме в 2018 году должно быть продано не менее 4 тыс. автомобилей, в 2019 году — не менее 4,5 тыс. штук, в 2020 году — не менее 4,9 тыс. штук.
Собеседник “Ъ” в отрасли напоминает, что еще 2 млрд руб. по поручению президента в этом году было выделено на лизинг общественного транспорта. В Минпромторге добавили, что в 2018 году общие целевые показатели по программе льготного лизинга — 19 тыс. единиц техники. 4 тыс. автобусов реализуют с помощью субсидии в 2 млрд руб., предусмотренной в бюджете, 15 тыс. единиц остальной коммерческой техники, включая грузовые и легкие коммерческие автомобили,— с помощью 4 млрд руб. из резервного фонда. По данным министерства, на 15 июля в льготный лизинг в целом предоставлено более 21,5 тыс. машин.
В «Сбербанк Лизинге» “Ъ” рассказали, что предоставляли 10-процентную скидку при продаже автомобилей и в нынешнем году, но возможность получить на это госсубсидии у лизинговых компаний появилась только сейчас. «Мы ждали принятия постановления, теперь будем подавать заявку на получение субсидий в Минпромторг»,— добавили в компании.
«По сравнению с 2017 годом сейчас объем программы льготного лизинга снижен на 40%»,— замечает источник “Ъ” в одном из автоконцернов.
Он отмечает, что лизинг — «самая эффективная мера стимулирования спроса на коммерческий транспорт», а сокращение программы остановит рост продаж на рынке во втором полугодии. По его словам, выделенные сначала 4 млрд руб. уже израсходованы, и программа льготного лизинга на текущий год остановлена, за исключением схемы по общественному транспорту. В «Сбербанк Лизинге» также подтвердили, что программа льготного лизинга сейчас действует только по общественному транспорту.
Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» отмечает общий тренд сокращения господдержки автопрома: «Период падения пройден, рынок восстанавливается, поэтому государство сокращает расходование бюджетных ресурсов на отрасль». Напомним, что в 2017 году российский авторынок начал восстанавливаться после долгого падения с марта 2013 года, и автопродажи за год, по данным Ассоциации европейского бизнеса, выросли на 11,9%, до 1,6 млн машин. За январь—июнь 2018 года продажи легковых и легких коммерческих автомобилей выросли на 18,2%, до 849,2 тыс. машин.