Министерство народного освещения
Промышленности опять предлагают доплатить за население
Как выяснил “Ъ”, новое правительство опять взялось за борьбу с «вечной проблемой» перекрестного субсидирования в энергетике. Это механизм, при котором одни потребители компенсируют заниженные тарифы других. Но трогать заниженные тарифы населения Минэнерго пока не готово, хотя другие ведомства не исключают и такого сценария. Минэнерго пока фактически предложило вернуть «последнюю милю», при которой крупная промышленность доплачивает за прочих потребителей. По оценкам аналитиков, идеи Минэнерго повысят тариф для крупных потребителей сразу на 14%, а для прочих снизят на 3%.
Правительство в очередной раз вернулось к проблеме ликвидации перекрестного субсидирования на энергорынке, совещание на эту тему прошло у вице-премьера Дмитрия Козака 26 июня. Как следует из протокола, до 15 августа Минэнерго, Минэкономики и ФАС должны представить свои предложения.
Реформа энергетики предполагала, что перекрестное субсидирование (перекладывание энергозатрат с одной категории потребителей на другую) должно быть ликвидировано. Но полностью это сделать не удалось, в частности, тарифы населения до сих пор ниже реальных затрат энергетиков, за них платят де-факто мелкие и средние («прочие») и крупные потребители. В 2012 году объем перекрестного субсидирования составлял 220 млрд руб., в 2017-м — 368 млрд руб., прогноз на 2022 год — 417 млрд руб., следует из презентации Минэнерго к совещанию. Чтобы сократить перекрестку до плановых 89 млрд руб. к 2022 году, потребуется ежегодно поднимать тарифы населения на 13,9%, что невозможно в текущих условиях, говорится там. Реальные темпы роста энергоцен для прочих потребителей выше, чем для населения — 7,7% против 6,9% в 2016 году, 10,5% и 4,3% в 2017-м. Но покупка энергии промышленностью снижается: с 2014 по 2017 год — на 495 млн кВт•ч, а населением — растет (на 7%, до 161 млн кВт•ч).
Чтобы снизить свои расходы, крупные потребители уходят от распредсетей на прямое подключение к магистральным сетям Федеральной сетевой компании (ФСК, входит в «Россети») и строят собственную генерацию (ее объем, по оценке Минэнерго, достиг 11,2 ГВт в 2016 году, ежегодный рост сегмента — 2–2,5%). Это увеличивает объем перекрестки, приходящийся на прочих потребителей (в их числе и бюджетные организации).
Минэнерго предлагает равномерно распределить объем перекрестки на всех потребителей, кроме населения, и дифференцировать единый тариф ФСК. Это, по сути, возрождает почти уничтоженную к 2017 году «последнюю милю» (перекрестное субсидирование, при котором крупные потребители, подключенные к сетям ФСК, платили и тариф распредсетей, хотя их услугами не пользовались). Ведомства должны провести расчет социально-экономических последствий дифференциации тарифа, в том числе оценить рост строительства собственной генерации. Минэнерго также хочет после 2023 года ввести правило, по которому новые крупные потребители будут платить ФСК по единым тарифам, а «старые» — с учетом перекрестного субсидирования. Эффект от этих мер в Минэнерго оценили в 31 млрд руб.
Эта схема 25 июля обсуждалась и на совещании в ФАС, но ее не поддержали крупные потребители, Минэкономики и сама служба, говорят источники “Ъ”. По их словам, представитель Минэнерго на совещании возврат «последней мили» назвал вынужденной мерой. При этом ФАС, говорят собеседники “Ъ”, на совещании предлагала сокращать скидки (до 30%) к тарифу для горожан с электроплитами и сельского населения и ввести социальную норму потребления. Минэкономики, говорит источник “Ъ”, предлагало вариант полного запрета присоединения потребителей напрямую к сетям ФСК, введения соцнормы, отмены льгот по электроплитам и для села, снижения темпов роста тарифов для прочих потребителей до 2%.
В Минэкономики “Ъ” сообщили, что вопрос «в стадии проработки», в Минэнерго лишь заявили, что готовят расчет последствий, в ФАС и «Россетях» это не комментировали, в ФСК подтвердили свое участие в обсуждении. Глава «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев считает, что для ликвидации перекрестки надо корректно посчитать все ее виды и объемы, утвердить график сокращения и исполнять его.
Наталья Порохова из АКРА говорит, что объем перекрестки в 368 млрд руб. прибавляет крупным потребителям 13% к конечной энергоцене. Предложение по продлению «последней мили», по оценке эксперта, поднимет цены для самых крупных потребителей (в основном металлургов) в среднем на 14% в ценах 2018 года (в Сибири — на 18%). У потребителей, напрямую не подключенных к ФСК, цены могут снизиться на 3%.