В Новосибирске устранят «бутылочное горлышко»
Врио министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирский области
Анатолий Костылевский рассказал, какие работы выполняются на дорогах региона сегодня и что планируется сделать завтра для увеличения пропускной способности автомагистралей.
— Анатолий Викторович, расскажите подробнее о том, как в правительстве Новосибирской области координируют муниципалитеты в рамках реализации проекта «Безопасные и качественные дороги», в частности поступление средств на ремонт дорог?
— Контроль аукционных процедур и дальнейшая реализация объектов программы осуществляется министерством транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области совместно с учреждениями Росавтодора — «Сибуправтодор» и «Росдортехнология». Также за ходом исполнения бюджета наблюдают общественный совет при Минтрансе и Общероссийский народный фронт. Приемочные комиссии при вводе объектов в эксплуатацию проводятся с обязательным участием указанных специалистов.
— Как контролируется качество работы подрядных организаций?
— Все работы выполняются с обязательным соблюдением нормативной документации, контроль осуществляется посредством комиссионных выездов непосредственно на объекты. Помимо периодического контроля со стороны заказчиков и специализированных организаций по заключенным контрактам, с 2017 года были организованы и в 2018 году продолжены еженедельные инспекционные выезды на объекты специалистами ФКУ «Сибуправтодор», минтранса Новосибирской области с участием представителей депутатского корпуса, общественных организаций и Госавтоинспекции по Новосибирской области. Всего на данный момент таких выездов было осуществлено более 50, в большинстве из них приняли участие представители общественности.
— Как могут повлиять бюджетные перераспределения на финансирование дорожных фондов в части ремонта и строительства? Каковы основные источники поступления средств?
— В результате изменения акцизной ставки с 1 января 2017 года произошло уменьшение поступлений в доходную часть дорожного фонда Новосибирской области акцизов от реализации нефтепродуктов на 2,5 млрд руб. в 2018 году и на 1,5 млрд руб. в 2019 году, в связи с чем выделяемые средства областного бюджета Новосибирской области на выполнение дорожно-строительных работ уменьшены. Основными источниками поступлений средств в дорожный фонд Новосибирской области сегодня являются акцизы на нефтепродукты, транспортный налог, межбюджетные трансферты из федерального бюджета и прочие поступления.
— Есть еще проблема аукционов, согласно которым заказчик должен заключить контракт с подрядчиком по наименьшей из предложенных цен. Как это отражается на качестве материалов, используемых для ремонта дорог?
— При корректной подготовке аукционной документации заказчиками указываются требования к материалам, технологии и технике, используемым в процессе работ. Таким образом, недобросовестные подрядные организации практически не имеют возможности участвовать в торгах. Постановлением правительства Новосибирской области утверждены типовые формы контрактов на выполнение работ по ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог, а также методические рекомендации по составлению данных проектов, которые используются при формировании конкурсной документации и ее предоставлении в государственное казенное учреждение Новосибирской области «Управление контрактной системы». В этом учреждении затем осуществляются централизованные закупки, в том числе в рамках реализации мероприятий приоритетного проекта. В контрактах, заключаемых заказчиками, участвующими в реализации мероприятий приоритетного проекта в 2018 году, до начала производства работ в обязательном порядке предусмотрено составление календарных графиков по каждому из объектов. При этом учитываются сезонный характер дорожных работ, а также погодно-климатические условия на территории Новосибирской области.
— Какие санкции применяются к недобросовестным подрядчикам?
— За неисполнение подрядной организацией своих обязательств по заключенному контракту в полном объеме применяются штрафные санкции. Некачественно выполненные работы устраняются за счет подрядчика, при отказе подрядчика от исполнения своих обязательств контракт может быть расторгнут с дальнейшим внесением организации в список недобросовестных подрядчиков, который находится в открытом доступе для всех участников, размещающих аукционы и конкурсы.
— Ранее заявлялось, что будут внедряться новые принципы ремонта и строительства дорог, в частности отказ от ямочного ремонта. Расскажите подробнее о новых принципах ремонта дорог, за счет каких средств планируете их изменить?
— В рамках реализации мероприятий по ремонту дорог в 2018 году, как и в 2017 году, проведение работ обеспечивается комплексным методом. Предусматриваются работы не только по доведению до нормативного состояния проезжей части, прилегающих тротуаров, газонов, островков безопасности, заездных карманов для остановок транспорта, но также по устройству в необходимых местах переходно-скоростных полос и комплекс мероприятий по организации дорожного движения — реконструкция светофорных объектов с установкой современного оборудования с применением более различимых для пешеходов и автомобилистов светоизлучающих диодов, отсчета времени и звукового сопровождения; замена дорожных знаков; работы по устройству пешеходных и парапетных ограждений для разделения транспортных потоков; устройство дорожной разметки из долговечных материалов (термопластик); установка приборов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. Приводятся в нормативное состояние опоры освещения и опоры контактной сети, остановочные павильоны. После проведения работ объекты не будут приняты, если какие-то элементы обустройства не будут соответствовать требованиям комплексности. В данном случае, если работы не были предусмотрены за счет выделенного по программе финансирования, они выполняются за счет местных бюджетов.
— Программа предполагает масштабное строительство новых дорог. Насколько сложно развести транспортные потоки?
— Новосибирская область с начала реализации приоритетного проекта была единственным регионом, программу которого согласовали с учетом проведения капиталоемких работ по реконструкции уже с 2017 года. В этот же период были начаты масштабные работы по реконструкции трех вылетных магистралей из города Новосибирска — автодороги «Новосибирск — Ленинск-Кузнецкий», «Новосибирск — Кочки — Павлодар» и «Новосибирск — Садовый». В текущем году в Кольцово будут проведены работы по строительству двух автодорог, по одному объекту ввод в эксплуатацию запланирован в 2019 году. С 2019 года мероприятия программы будут выполняться более планомерно в соответствии с концепцией приоритетного проекта. Помимо проведения комплекса работ по ремонту и капитальному ремонту крупных автодорог агломерации, продолжится реконструкция областных полос. С целью увеличения пропускной способности автодорог на границе Новосибирска и устранения так называемого «бутылочного горлышка», когда при съезде с областных дорог с большим количеством полос движения водители попадают на улицы города с небольшой шириной проезжей части, в связи с чем образуются дорожные заторы, будет начата реконструкция в Новосибирске улиц Кедровая, Гусинобродское шоссе, 2-я Станционная и Большая.
— Как происходит включение дополнительных объектов в проект «Безопасные и качественные дороги»?
— При появлении средств экономии после проведения аукционов дополнительные объекты могут быть включены из резервных перечней, которые не вошли в основной список по итогам состоявшихся общественных обсуждений.