Пенсии народов мира
Где лучше всего живется пожилым
Самая высокая пенсия — в Дании, но по комплексному рейтингу лучшей страной для жизни на заслуженном отдыхе считается Норвегия. Впрочем, еще совсем недавно лидером была Греция: здесь можно было не работать с 57 лет и получать 96% от зарплаты. Трудно выбрать идеальную страну для пенсионера, но еще сложнее предсказать, где будет пенсионный рай, когда трудиться закончите именно вы.
Изначально пенсии имели весьма опосредованное отношение к благотворительности и социальной ответственности общества. Считается, что сама идея пришла в голову Гаю Юлию Цезарю в I веке до нашей эры: он платил содержание вышедшим в отставку легионерам из собственных средств, тем самым покупая верность действующих военных.
За что платили
Ближайшие последователи Цезаря в области пенсионного обеспечения также руководствовались вполне прагматическими соображениями. Во время правления Людовика XIV министр финансов Франции Жан-Батист Кольбер, о скупости которого писал еще Александр Дюма, вдруг предложил платить пенсии не только военным морякам, но даже их семьям. Эта щедрая инициатива была выдвинута в 1673 году, на второй год Голландской войны, когда Франции, активно строившей военный флот, срочно требовались матросы и офицеры. О действенности меры говорит тот факт, что в 1671 году в Морском списке, где учитывались военные моряки, было 36 тыс. человек, а в 1673-м — уже более 150 тыс.
Петр Первый, любивший переносить на российскую землю иностранные новинки, также ввел пенсии для морских офицеров и членов их семей. В Морском уставе, утвержденном 17 января 1720 года, говорится: «Ежели кто в бою или иным случаем во время службы своей так изувечен, что никуды негоден будет, то такого в гошпитали кормить до его смерти, а ежели в гошпитали быть не похочет, то награжден будет годовым жалованьем, и дать пашпорт. Тоже разумеется и о старых» (Морской устав, книга четвертая, глава четвертая, артикул 8).
Правда, резоны у российского государя были ближе к тем, которыми руководствовался Цезарь, нежели Кольбер. Основной смысл выплаты пенсий ветеранам он сформулировал так: «Ежели кому по долговременных трудах воинских за чем служить в поле более невозможно, то каждый будет снабжен Его Царского Величества милостью, а без надлежащего призрения никто оставлен не будет. Також чтоб все, взирая и будучи в надежде на сию Его Царского Величества милость, ревнивее к службе поступали».
Вообще говоря, изначально пенсии не представляли системы, определявшей, каким категориям граждан положены выплаты, а были именно милостью того или иного правителя к тем или иным вельможам. Так что определение пенсий военным морякам стало, пожалуй, первой попыткой создания пенсионной системы. А поскольку пенсии правители жаловали приближенным, то вполне логично, что следующими после военных их в более или менее систематизированном виде получили чиновники.
Первую систему государственного пенсионного обеспечения, похожую на нынешнюю, ввел канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк. 22 июня 1889 года рейхстаг принял закон о страховании по инвалидности и старости, который распространялся на рабочих и производственных служащих с зарплатой до 2000 марок в год. Закон начал действовать 1 января 1891 года.
На пенсию можно было выйти в 70 лет, притом что средняя продолжительность жизни в Германии в то время составляла около 45 лет.
Следом, в том же 1891 году, пособия по старости были введены в Дании. В Англии закон, аналогичный немецкому, был принят в 1908 году, а в 1910-м примеру Дании и Англии последовала Франция. Но эти пенсии были рассчитаны лишь на некоторые категории граждан, а в Швеции в 1913 году был принят закон о всеобщей пенсии. При средней продолжительности жизни 56 лет в стране пенсионный возраст был установлен на уровне 67 лет.
Такая разница в сроках жизни и выхода на пенсию что в Германии, что в Швеции, что в Англии с Францией (хотя в последней пенсионный возраст был «всего» 65 лет) объясняется просто. Это были законы, которые появились не из-за заботы государства о пожилых, а для ее имитации. В то время по всей Европе пролетариат серьезно увлекался идеями Карла Маркса. Его главный труд «Капитал. Критика политической экономии» выходил в свет частями с 1859 по 1910 год и имел большую популярность среди малоимущих слоев населения разных стран.
Несмотря на мотивы властей, вводивших пенсии по старости, в долгосрочной перспективе именно эти первые законы дали толчок развитию пенсионных систем в сторону увеличения социальной справедливости. Активнейшую роль в этом движении сыграли профсоюзы, постепенно добивавшиеся снижения возраста выхода на пенсию и роста самих выплат.
После Второй мировой войны капиталистические государства были вынуждены улучшать условия жизни своим гражданам, и пенсионерам в том числе, в рамках конкуренции по всем фронтам с СССР и странами соцлагеря. В результате пенсионный возраст снижался еще больше, а сами пенсии продолжали расти. И бурный экономический рост позволял без особенных проблем следовать этому курсу вплоть до 1990-х.
Передовая пенсионерия
Каждый работающий человек время от времени задумывается о пенсии и пытается сравнить имеющееся с тем, что есть в других странах. Некоторые даже интересуются иностранными пенсионными системами в прикладном плане — куда бы переехать, чтобы обеспечить спокойную старость. Проблема заключается в том, что существуют временны́е условия для получения пенсии — стаж работы и срок проживания в стране.
То есть если эмигрировать в ту же Данию, где, как считается, самая высокая пенсия в мире, накануне наступления пенсионного возраста (в 67 лет), то шансов получать выплаты по старости нет.
Иностранцу надо прожить в Дании как минимум десять лет, чтобы получать хоть какое-то пособие.
Полная пенсия выплачивается тем, кто провел в стране не менее 40 лет. За каждый год меньше этого срока из пенсии вычитается 1/40, то есть те, кто прожил там 10 лет, получат лишь четверть базовой выплаты. При этом она составляет около $10 800 в год, или $900 в месяц, так что четверть от этой суммы — всего $225 в месяц.
Заметную часть столь разрекламированной датской пенсии в $2800 составляет накопительная часть — как обязательная, так и добровольная. При этом больше половины приходится именно на добровольную. Правда, часть этой добровольной части практически обязательная, по договору между работодателями и профсоюзами, но это тонкости. Суть в том, что для получения большой пенсии в Дании надо отработать 40 лет, постоянно отчисляя средства в различные фонды.
Есть шанс отправиться в Данию за 40 лет до выхода на пенсию — в 27 многие наши соотечественники достаточно взрослые, чтобы принять такое решение. Однако к моменту выхода на заслуженный отдых можно получить большой и неприятный сюрприз. Например, в виде повышения пенсионного возраста, который к 2050 году может составить здесь уже 72 года. Не исключены и другие неожиданности.
Например, лет 10, а лучше 15 назад идеальной страной для пенсионеров наверняка назвали бы Грецию. Судите сами: в 2005 году пенсионный возраст здесь составлял 57 лет, а максимальный размер пенсии — €2700. При этом средняя зарплата составляла около €2000, а пенсия равнялась 96% от нее. Сразу после кризиса 2008 года это соотношение несколько снизилось — примерно до 85%. Однако экономическая ситуация в стране продолжала ухудшаться, и в 2012 году был принят закон, согласно которому пенсионный возраст должен повыситься до 67 лет. Сегодня речь идет уже о 70 годах. В 2009 году средняя зарплата составила €1350 в месяц, а в 2017-м — и вовсе лишь €700. Вместе со снижением средней зарплаты уменьшалось и соотношение пенсии и зарплаты — примерно до 50%. Сегодня базовая пенсия в Греции — €360.
Все началось в 1959 году, когда Греция инициировала процесс вступления в ЕС (тогда он назывался Европейским экономическим сообществом). В 1981-м страна стала членом Евросоюза. При этом самые сильные отрасли экономики — сельское хозяйство и судостроение — были и без нее хорошо развиты в ЕС, так что Греции пришлось заняться развитием сферы услуг, заморозив привычные области деятельности. За это страна получала субсидии от Евросоюза, который давно платит своим фермерам за то, что они не производят ту или иную сельскохозяйственную продукцию.
Пока денег у Евросоюза было много, пенсионная система Греции только улучшалась. Однако, едва случился серьезный кризис, чиновники ЕС начали требовать от страны ввести режим экономии. И они имеют на это право, поскольку сразу стали поддерживать Грецию кредитами. Но сегодня внешний долг страны составляет 180% ВВП, и она уже не может позволить себе поддерживать пенсионную систему на прежнем уровне.
Пенсионное страноведение
Понятно, что примитивные способы определения, где лучшие пенсии — по самой высокой абсолютной величине или по отношению пенсии к зарплате на данный момент,— позволяют лишь узнать, кто много лет назад оказался прав/удачлив. Можно, конечно, ориентироваться на исследования разнообразных компаний, составляющих рейтинги стран с лучшими условиями для пенсионеров.
Так, по данным Global Retirement Index, который рассчитывается управляющей компанией Natixis Global Asset Management, в 2017 году тройка лучших стран для пенсионеров выглядела так: Норвегия, Швейцария и Исландия. При этом Швеция находилась на 4-м месте, Дания — на 8-м, а Финляндия — на 12-м. То есть вся Скандинавия входит в первую дюжину.
Первенство Норвегии в рейтинге вполне объяснимо: она взяла на вооружение модель Швеции, которая 105 лет назад первой ввела в стране всеобщую пенсионную систему, и Дании, добившейся самого высокого показателя размера пенсии в абсолютных величинах. Плюс к этому Норвегия подкрепила разработанную соседями систему нефтяными вливаниями в государственный пенсионный фонд. Собственно, государственных пенсионных фондов в Норвегии два — «Норвегия» и «Глобальный». Фонд «Норвегия» раньше назывался Государственный страховой фонд, а «Глобальный» — Государственный нефтяной фонд.
При этом Государственный пенсионный фонд Норвегии в 2017 году установил абсолютный рекорд прироста — более $130 млрд. Важно, что государственные вложения в него от продажи нефти составили лишь 40% этого роста, а 60% приходятся на доходы от инвестирования средств самого фонда, размеры которого сегодня превышают $1 трлн. В 2017 году доходность вложений норвежского пенсионного фонда достигла почти 14%.
Однако это не значит, что в норвежской пенсионной системе сегодня все безоблачно. Старение населения — общая проблема всей Европы, но особенно актуальна она для Скандинавии, поскольку высокий уровень жизни способствует росту ее продолжительности и, как ни покажется это странным, снижению рождаемости. Существует теория, согласно которой уверенность в спокойной и обеспеченной старости снижает мотивацию к рождению второго и последующих детей, поскольку они перестают быть основой обеспечения этой самой старости.
В результате в Норвегии в 2006 году началась реформа пенсионной системы, и ее новая версия работает с 2011 года. Согласно ей стимулируется поздний, до 75 лет, выход на пенсию. Хотя при определенных условиях норвежец может стать пенсионером и в 62 года.
В Швейцарии есть государственная часть пенсионного обеспечения, которая при максимальном сроке трудового стажа (44 года для женщин и 45 лет для мужчин) позволит получать около €950 в месяц. При дороговизне жизни в Швейцарии эта сумма соответствует уровню прожиточного минимума. Поэтому большинство швейцарцев участвует в индивидуальных пенсионных программах. Фактически люди сами копят себе на пенсию.
Но это, понятно, не значит, что в государственной части пенсионного обеспечения нет проблем. После введения системы пенсионного страхования в 1948 году в Швейцарии была установлена общая планка выхода на заслуженный отдых для мужчин и женщин в 65 лет. Но в 1972 году по новому закону пенсионный возраст для женщин был снижен до 62 лет. В 1994-м он был повышен до 64 лет, а в новом веке предпринималось уже несколько попыток еще раз повысить его, на этот раз до 65 лет. Последняя из них провалилась в прошлом году, когда швейцарцы на референдуме категорически отказались поддержать реформу. Но власти горной страны продолжают попытки уговорить сограждан. И дело не в гендерном равенстве, а в том, что, по подсчетам экономистов, для поддержания нынешней системы к 2030 году стране будет не хватать 53 млрд франков (1 швейцарский франк равен $1,01).
Исландия — антипод Греции в плане отношения к ЕС, экономике и пенсионной системе. В 2008 году после фактического краха экономики, когда лопнули три крупнейших исландских банка, страна обратилась к Евросоюзу за помощью. От нее потребовали ограничить производство сельхозпродукции и вылов рыбы в рамках европейских квот, притом что эти отрасли — основа экономики страны. В 2013 году переговоры о вступлении в ЕС были приостановлены, а в 2015-м Исландия и вовсе отказалась от этой идеи.
В результате страна не получила ни одного кредита от Евросоюза, национальная валюта была девальвирована вдвое. Но при этом размер пенсий в исландских кронах не уменьшился, а если учесть, что 60% экономики страны ориентировано на экспорт, то очевидно, что доходы бюджета в национальной валюте только растут.
Пенсионный возраст в Исландии определяют сами пенсионеры, и большинство из них выходит на заслуженный отдых между 65 и 69 годами, поскольку ранний выход сопряжен с очень низким уровнем выплат.
Но средний возраст в Исландии превышает 80 лет, а значит, перед страной должен серьезно стоять демографический вопрос. Есть и другая особенность: в Исландии государственная часть пенсии составляет всего 9% от заработной платы, а основная сумма выплат приходится на накопительную часть пенсии, которая формируется из выплат в течение 40 лет рабочего стажа — минимальный срок, позволяющий получить максимальную пенсию.
Накопительный итог
Отто фон Бисмарк около 130 лет назад начал строить распределительную систему, благодаря которой пенсии стали получать не отдельные категории граждан, а все работающие. (До этого, чтобы гарантировать себе приличную жизнь в старости, человеку приходилось копить или выстраивать бизнес так, чтобы дети и внуки поддерживали его на приемлемом уровне. И чем больше было детей, тем больше шансов на достойную старость.)
Годы экономического роста после Второй мировой войны развили эту систему в огромную благотворительную программу. Конец XX и начало XXI века вообще характеризовались большим вниманием к различного рода благотворительности. Однако легко тратиться на такие нужды можно, только если средств в избытке. Череда кризисов и общее депрессивное состояние экономики в последнее время не позволяют даже самым богатым странам разбрасываться деньгами.
Свою роль играет и увеличение продолжительности жизни — другими словами, срок выплаты пенсий. И одновременно с этим в Европе уже не первый год наблюдается снижение рождаемости. А значит, уменьшается число работающих, отчисляющих средства в фонд, из которого платят все большему числу действующих пенсионеров.
Отсюда неизбежно следует переориентация пенсионного обеспечения с государственной распределительной системы на индивидуальную накопительную. Ведь в этом случае выплаты не зависят от демографии — рождаемости и срока жизни. Индивидуальная накопительная пенсия зависит только от того, сколько в нее вложил будущий пенсионер, а также от того, насколько правильно он выбрал стратегию инвестирования средств.
В результате мир возвращается к той ситуации в пенсионном обеспечении, которая существовала до Бисмарка. Не раз было замечено, что история движется по спирали, вот и пенсионная история пошла на новый круг.
Вместо многочисленных детей и внуков современные пенсионеры должны надеяться на пенсионные фонды и управляющие компании.
Насколько это надежная стратегия, покажет время.
Вот только есть на этом пути два серьезных препятствия. Первое — приверженность большинства граждан идее о том, что государство должно заботиться о тех, кто теряет трудоспособность. А второе — нестабильность финансовых рынков. При неблагоприятной конъюнктуре пенсионные вложения могут принести не прибыль, а убытки и оставить пожилых участников прогрессивных пенсионных систем без средств. А такая ситуация моментально сбивает даже с самых продвинутых европейцев налет цивилизованности и обращает их к идеям Карла Маркса, ради борьбы с которыми Бисмарк и придумал пенсии.