Программное недообеспечение
КСП подсчитала дефицит средств на капремонт многоквартирных домов
Дефицит средств на выполнение программы капремонта многоквартирных домов в Новосибирской области составляет 91,4 млрд руб. Такой вывод сделали аудиторы Контрольно-счетной палаты региона, проверив ход выполнения программы, рассчитанной на 29 лет. По их оценкам, объем поступающих взносов позволит выполнить ремонт лишь в 54,6% домов из 12,7 тыс. В Фонде модернизации ЖКХ считают эти «подсчеты примерными». Депутаты отмечают, что проблема не только в угрозе нехватки денег, но и в дефиците качественных подрядчиков для ремонта домов.
Контрольно-счетная палата (КСП) Новосибирской области проверила ход выполнения региональной программы капительного ремонта многоквартирных домов (МКД), реализуемой с 2014 по 2043 годы. По оценкам аудиторов, стоимость предусмотренных программой работ превышает объем плановых поступлений взносов на капитальный ремонт. Поступление взносов (без учета государственной и муниципальной поддержки) позволит выполнить комплексный капитальный ремонт лишь в 54,6% домов. Всего в программу включено 12 772 МКД, сообщили аудиторы. По их оценкам, дефицит средств превышает 91,4 млрд руб. При этом объем государственной и муниципальной поддержки, предусмотренный на 2014–2019 годы, составляет лишь 5,8% от стоимости работ, запланированных на данный период. Сейчас минимальные ежемесячные взносы жителей на капитальный ремонт МКД составляют 6,8 руб. с 1 кв. м, с 2019 года они будут составлять 7,05 руб.
С 2014 года по январь 2018 года на все счета Фонда капремонта от собственников помещений МКД поступило 8,6 млрд руб., общий объем задолженности по оплате взносов — 958,5 млн руб. «Уровень собираемости взносов составил по общему счету регионального оператора — 88,7%, по спецсчетам — 89,3%, при этом собираемость взносов по МКД, где помещения являются госсобственностью, составляет только 51,7%»,— сообщает КСП. Аудиторы также отметили, что с 2014 года капремонт был произведен в 1,5 тыс. домов, в 2017 году — в 680 МКД (100% к плану) на 1,8 млрд руб. В 2018 году это будет 750 домов.
Аудиторы, проверив 28 домов, в которых был выполнен капремонт, установили, что большая часть договоров исполнена с нарушением сроков, выявлены отклонения от проекта, а ряд работ по капремонту выполнен не в полном объеме. Кроме того, при планировании капремонта не учитывается очередность проведения работ, например, ремонт фасада запланирован раньше, чем реставрация крыши и т.д.
«К нам были некоторые замечания по качеству работ. Фондом модернизации ЖКХ Новосибирской области были предъявлены претензии к подрядчикам по исполнению гарантийных обязательств»,— пояснила „Ъ“ исполнительный директор фонда Татьяна Кожевникова. По данным КСП, эта сумма составила 3,5 млн руб.
Госпожа Кожевникова отметила, что указанный КСП дефицит средств на программу подсчитан примерно: «Неизвестно, как в дальнейшем изменится размер взносов на капремонт, устанавливаемый правительством региона на трехлетний период. Кроме того, неизвестно, как изменится объем бюджетных поступлений в программу через год-два. Сегодня это небольшая сумма — около 100 млн руб. в год. КСП считает дефицит с учетом инфляции 5%. Однако нельзя говорить, что денег на капремонт до 2043 года не хватит». По ее словам, краткосрочные планы реализации программ капремонта сбалансированы под объем денежных средств, которые собирает региональный оператор.
За три года реализации программы два раза менялось законодательство в Жилищном кодексе, в том числе увеличился перечень работ, говорит заместитель председателя комитета по строительству, ЖКХ и тарифам новосибирского заксобрания Вадим Агеенко:
«Кроме того, в программу добавляются новые дома. По предварительным оценкам, денег на выполнение всей программы действительно в дальнейшем может не хватать без помощи бюджета».
В региональной программе капремонта, по его словам, предусмотрен ремонт 1–1,1 тыс. домов. «В итоге ремонтируется около 700. Примерно 300–400 домов — это преходящий остаток, который переносится на следующий год. С теми объемами, которые мы сами себе заложили, область не справляется»,— говорит депутат.
Причина этого, по его словам, не нехватка денег: «В рамках программы недоосваивается около 800 млн руб. Эти деньги есть, они лежат на счету. Другое дело, что нет столько подрядчиков, готовых выполнить весь необходимый объем работы». Цены на работы по капремонту, заложенные в программе, ниже рыночных, и строительным компаниям такие тендеры неинтересны, причем не устраивают не только цены, но и хлопоты — ремонт нужно провести, не выселяя людей. Вадим Агеенко отметил, что изменить ситуацию с привлечением подрядчиков может участие крупных управляющих компаний в тендерах на ряд ремонтных работ в МКД. «Полагаю, что необходимо пересматривать постановление о предельной стоимости работ, чтобы привлекать больше подрядных организаций. Если смена крыши стоит 5 млн руб., то за 3 млн руб. ее никто не возьмется делать»,— сказал он.