Торговля покинула Кутузовский проспект
Здесь пустует больше всего магазинов
Крупные торговые магистрали в Москве — а это основные городские проспекты — стали менее привлекательны для арендаторов коммерческих помещений из-за ужесточения правил парковки. Самая сложная ситуация — на Кутузовском проспекте, где пустует более четверти площадей. Арендаторы предпочитают пешеходные улицы, где вакансия помещений стрит-ритейла минимальна.
Крупнейшие столичные проспекты — Ленинский, Мира, Кутузовский, Комсомольский и Ленинградский — не могут вернуть расположение арендаторов коммерческих помещений, говорится в исследовании Knight Frank, с которым ознакомился “Ъ”. По итогам января—июня 2018 года доля вакантных помещений стрит-ритейла на этих городских магистралях в среднем составила 13,4%, что всего на 2,9 процентного пункта ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Больше всего свободных площадей на Кутузовском проспекте: здесь пустуют 25,5% помещений. По словам директора направления стрит-ритейл Knight Frank Виктории Камлюк, арендаторы, среди которых преобладали магазины люксовых товаров, ушли с Кутузовского проспекта после реконструкции улицы, в результате которой исчезла возможность стихийно парковаться на тротуарах. «Крайняя полоса движения была выделена под общественный транспорт. В итоге ушли потенциальные покупатели, трафик которых обеспечивало автомобильное движение»,— рассуждает эксперт.
2,5 миллиона рублей
в месяц составляет стоимость аренды в Столешниковом переулке (данные «Магазина магазинов»)
Брокеры ждали, что место люксовых ритейлеров займут продавцы товаров повседневного спроса в массовом ценовом сегменте. Эти ожидания частично оправдались. Взамен ушедших ресторанов «Zолотой», Peshi, автосалона Porsche, магазинов No One открылось несколько продуктовых точек («ВкусВилл», «МясновЪ», AB Daily), два «Мосхозторга» и ресторан «Рыбный порт». «Кутузовский проспект может быть интересен продуктовым супермаркетам, ресторанам и банкам, но ставки аренды здесь неконкурентные по сравнению с более интересными с точки зрения пешеходного трафика Садовым кольцом и спальными районами города»,— объясняет госпожа Камлюк. Из-за высокой вакансии верхняя граница диапазона ставок аренды на Кутузовском проспекте опустилась на 12%, до 75 тыс. руб. за 1 кв. м, а нижняя осталась на уровне 40 тыс. руб. за 1 кв. м в год. «Снижение арендных ставок помогает существенно снизить вакансию в любых локациях»,— отмечает директор отдела торговой недвижимости CBRE Марина Малахатько. Она добавляет, что введение хотя бы точечных парковок тоже может вернуть расположение арендаторов. Вакансия в помещениях стрит-ритейла на Кутузовском проспекте может упасть, когда здесь откроется станция метро «Дорогомиловская», отмечает Виктория Камлюк. Ее открытие запланировано на 2020 год.
Среди городских магистралей наибольшим спросом у арендаторов пользуется Комсомольский проспект, где вакансия 9,1%, и Ленинский проспект (9,6%). По словам госпожи Камлюк, на обоих проспектах более плотная жилая застройка, плюс у них есть дублеры. На Ленинградском проспекте вакансия упала на 3 п. п., до 14%, а на проспекте Мира — на 2 п. п., до 13%. Структура арендаторов по профилю деятельности неоднородна на всех крупных магистралях. На Комсомольском и Ленинском проспектах преобладают магазины товаров для дома (20,6%), на проспекте Мира и Ленинградском проспекте максимальную долю площадей — 17% — занимают заведения общественного питания.
Руководитель отдела стрит-ритейла JLL в Москве Юлия Назарова говорит, что стрит-ритейл на магистральных улицах всегда менее востребован у арендаторов, чем такие же помещения в центральных торговых коридорах, поэтому на больших проспектах больше свободных площадей. «Ритейлеры в основном ориентируются на пешеходный трафик и ищут помещения в центре или у метро в спальных районах»,—объясняет она, добавляя, что магистрали до сих пор не адаптировались к отсутствию парковок. В итоге противоположная ситуация сложилась на основных торговых улицах, включая Арбат, Никольскую, Покровку, Патриаршие пруды, где, по данным JLL, в первом полугодии 2018 года продолжилась тенденция сокращения свободных площадей. Сейчас на таких улицах пустуют 8% помещений стрит-ритейла — это минимальное значение за последние четыре года.