Обитель узла

«РВ-Пермь» по-прежнему зарабатывает на депозитах от бюджетных денег

Компания «РВ-Пермь», созданная краевыми властями для строительства транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала Пермь II, отчиталась об улучшении финансовых показателей (рост чистой прибыли с 2,7 млн руб. до 5,1 млн руб. и сокращение управленческих расходов с 7,5 млн руб. до 2 млн руб.). Однако эксперты считают инвестицию в проект со стороны края неудачной: из 150 млн руб., вложенных в уставный капитал компании, в распоряжении АО осталось лишь 116 млн руб., числящуюся дебиторку в 38 млн руб. взыскать нереально.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Вчера госкомпания «РВ-Пермь» впервые за четыре года опубликовала финансовую отчетность. АО было создано в 2013 году по инициативе тогдашнего руководства РЖД в качестве компании-оператора по строительству транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала Пермь II. Исходя из отчета за 2017 год, общество не вело никакой деятельности (выручка — 0 руб.), но получило чистую прибыль в 5,1 млн руб., увеличив прибыль на 86% (в 2016 году чистая прибыль составила 2,7 млн руб.). Основной доход общество получило от размещения средств на депозите — 8,6 млн руб. Часть чистой прибыли — 2,068 млн руб. — была потрачена на управленческие расходы.

На конец 2017 года на балансе АО находились денежные средства в размере 116 млн руб., (в 2016 году — 112 млн руб., в 2015-м — 109 млн руб.).

Напомним, изначально РЖД и Пермский край договорились внести в компанию денежный взнос по 150 млн руб., на которые должно было начаться проектирование ТПУ. Однако свою долю оплатил только Пермский край. Со стороны железнодорожников в проекте приняло участие ОАО «РЖД — Развитие вокзалов» (Москва), в котором госкорпорация владела лишь 25%, подконтрольная гендиректору компании «РВ-Проект» Сергею Паку.

По сути, за четыре года существования «РВ-Пермь» компания лишь управляла денежным взносом из бюджета Пермского края, частично инвестируя в итоге не исполненные проекты, а значительную часть средств разместив на банковском депозите. В период с 2013 по 2016 год компания управляла 150 млн руб. бюджетных средств и 21 млн руб., полученных от депозита. При этом АО направило на реализацию двух проектов более 97 млн руб.

Так, в декабре 2013 года «РВ-Пермь» заключила с ООО «РВ-Проект» договор на разработку проектно-сметной документации нового вокзала. Контрагенту был переведен аванс в размере 47 млн руб., который возвращен не был. Уже в 2015 году новое руководство «РВ-Пермь» заключило договор на приобретение 15 объектов недвижимости на земельном участке Товарного двора по договору с ОАО «РЖД» и перечислило железнодорожникам 50 млн руб. В итоге договор был расторгнут, средства возвращены, но год находились в распоряжении РЖД.

Деятельность «РВ-Пермь» сопровождалась скандалами. В феврале 2017 года КСП представила результаты проверки АО «РВ-Пермь», в ходе которой были выявлены необоснованные траты, проведенные без одобрения совета директоров и вылившиеся в аренду транспортных средств в 2016 году в размере 3,2 млн руб., 2,8 млн руб. — на восстановление бухучета, 1,8 млн руб. — на командировочные и иные расходы. В июле 2018 года за растрату в особо крупном размере с использованием служебного положения бывший гендиректор «РВ-Пермь» Алексей Шабалин был приговорен к четырем годам условно с трехлетним испытательным сроком и штрафом 250 тыс. руб. Как установили следствие и суд, общество заключило договоры на транспортное обслуживание с рядом юридических лиц на общую сумму около 3,116 млн руб. Фактически эти услуги не оказывались.

Согласно бухгалтерскому отчету АО «РВ-Пермь», новое руководство краевого правительства значительно сократило управленческие затраты — на 72% (до 2,068 млн руб.). В 2016 году управление АО потребовало 7,5 млн руб., из них расходы на ФОТ составили 2,8 млн руб., 683 тыс. руб. — на социальные нужды, и 144 тыс. руб. — на материальные траты. Напомним, в штате АО лишь два сотрудника — гендиректор и работающий на полставки секретарь. Сама компания арендует офисное помещение площадью всего 2 кв. м по ул. Ленина, 89. Исходя из отчетности «РВ-Пермь», расходы на заработную плату в 2017 году составили 1 млн руб., которую получали гендиректор и второй сотрудник компании.

Среди других значительных трат АО «РВ-Пермь» за 2017 год: 406 тыс. руб. — работы на аутсорсинге, 120 тыс. руб. — на ведение реестра регистратору общества, 309 тыс. руб. — налоги и взносы, 75 тыс. руб. — консалтинг, 108 тыс. руб. — услуги связи.

Дебиторская задолженность общества практически не изменилась и составляет около 38 млн руб. Значительная часть из них — это аванс в 37 млн руб., в 2013 году перечисленный ООО «РВ-Проект». В 2016 году пермское АО отсудило эту сумму и передало исполнительный лист на реализацию. По данным базы «СПАРК-Интерфакс», исполнительное производство по нему завершено 25 января 2018 года. В правительстве вчера не уточнили, удалось ли получить по нему какие-либо средства. В отношении ООО «РВ-Проект» в начале года подавался иск о банкротстве, но суд прекратил дело из-за того, что истец отказался нести расходы на банкротство этого юрлица. В конкурсном производстве находится также акционер «РВ-Пермь» — ОАО «РЖД — Развитие вокзалов». В июне 2018 года его конкурсный управляющий предъявил иск к «РВ-Пермь» о взыскании 847 тыс. руб.

Президент юрфирмы «Акцио» Галина Постаногова считает инвестицию, сделанную пять лет назад в этот проект, неудачной. «Из 150 млн руб., вложенных краем в „РВ-Пермь“, реально на конец 2017 года на балансе АО было только 116 млн руб. Учитываемая на балансе дебиторская задолженность нереальна ко взысканию, поскольку эти контрагенты планомерно уходят в процедуру банкротства. Хотите бесцельно потратить более 50 млн бюджетных средств — вы знаете, как это сделать», — полагает госпожа Постаногова.

«Расходы, произведенные в эту компанию в период с 2014 по 2016 год, совершенно точно можно называть как минимум неэффективными, а возможно, совершенными с преступным умыслом. Жаль, что последствия этих расходов настигли не всех фигурантов. Кто-то успел ухать из Пермского края, а кто-то из страны», — отметил депутат заксобрания края Илья Шулькин.

В своем годовом отчете (его подписал назначенный в июне 2018 года гендиректор Павел Жиделев. — „Ъ-Прикамье“) компания заявляет, что в планах общества — по-прежнему проектирование и строительство ТПУ. Для улучшения показателей общество намерено проводить «жесткое планирование расходов предприятия, отбор поставщиков на конкурсной основе, ведение рациональной кадровой политики». В отчете также говорится о совете директоров АО, который, по мнению автора документа, должен уделить особое внимание прозрачности финансово-хозяйственной деятельности АО, осуществлению контроля за сделками «с целью недопущения растраты или присвоения имущества АО».

Отметим, что планы краевых властей в отношении проекта ТПУ недавно поменялись: власти планируют выкупить у РЖД участок Товарного двора за 812 млн руб. под «комплексное» (в том числе жилое) развитие. По замыслу чиновников, вырученные от бюджета края деньги РЖД может направить на реконструкцию вокзала. Судьба «РВ-Пермь» в этой ситуации пока не уточняется.

Источник в кабмине ранее сообщал „Ъ-Прикамье“ о желании сделать из АО «РВ-Пермь» проектный офис, который будет разрабатывать различные инвестиционные проекты в сфере инфраструктуры.

Вячеслав Суханов

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...