«Лидер» посылают на «Звезду»
Сверхмощный ледокол построит верфь без опыта атомных проектов
Заказ на сверхмощный ледокол «Лидер» для круглогодичной проводки судов по Севморпути, скорее всего, получит суперверфь «Звезда», строящаяся на Дальнем Востоке консорциумом «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка. В борьбе за заказ стоимостью более 100 млрд руб. «Звезда» обошла Балтзавод Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Официально об этом решении, по данным источников “Ъ”, должен в сентябре объявить на форуме во Владивостоке Владимир Путин. Но экономика и окупаемость «Лидера» пока так и не ясна.
Сверхмощный ледокол «Лидер» (120 МВт) будет построен на предприятии Дальнего Востока, заявил на Международном морском салоне во Владивостоке заместитель главы Минпромторга Олег Рязанцев. Позже вице-премьер по ОПК Юрий Борисов сообщил, что решение о строительстве будет объявлено президентом Владимиром Путиным в сентябре на Восточном экономическом форуме. Он также уточнил, что «рабочая группа отработала, есть решение, подготовлен доклад».
Борьба верфей за заказ на «Лидер» идет не первый год. Основными претендентами были создаваемая на Дальнем Востоке «Звезда» (строится ДЦСС — консорциумом «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка) и Балтзавод ОСК — основное предприятие, строящее атомные ледоколы (сейчас строит три ЛК-60, осенью может получить заказ еще на два).
О том, что Юрий Борисов считает «Звезду» наиболее вероятным исполнителем заказа на «Лидер», в отрасли говорят с конца июня. В частности, эти слухи усилились после того, как вице-премьер посетил обе верфи, а потом провел совещание, на котором должны были выработать рекомендации «для передачи выше». Но, по словам источников “Ъ”, протокол совещания пока так и не подписан. Это будет «политическое решение сверху», утверждали собеседники “Ъ”. Сегодня в строящуюся «Звезду» вложено более 200 млрд руб., и передача ей заказа должна способствовать загрузке верфи, отмечал один из источников “Ъ”. “Ъ” сообщал 3 июля, что «Звезда» после актуализации плана заказов до 2035 года недосчиталась 30% загрузки. Собеседники “Ъ” также неоднократно отмечали, что, хотя большой док на «Звезде» и есть, верфь не обладает необходимыми компетенциями для выполнения такого сложного заказа, как «Лидер».
В Минпромторге отказались от пояснений. Представитель «Звезды» сообщил “Ъ”, что решение о месте строительства «Лидера» принимает государство, но верфь располагает всеми необходимыми мощностями, оборудованием и специалистами соответствующей квалификации.
Он добавил, что эта верфь единственная, которая может строить крупноблочным методом — это экономит средства и сокращает сроки. В ОСК “Ъ” сообщили, что выбор площадки для «Лидера» будет сделан рабочей группой, добавив, что корпорация представила свои возможности и дала предложения всем заинтересованным сторонам.
Сверхмощный «Лидер» нужен для круглогодичной проводки судов по Севморпути в восточном направлении, предполагается, что он сможет проходить лед до 4,3 м, прокладывая коридор до 50 м шириной, и проводить караваны при скорости 10–12 узлов. Как следует из проекта стратегии развития судостроения до 2035 года, в этом году завершена разработка технического проекта ЛК-120. Головной атомоход должен быть достроен в 2027 году, всего планируется построить три ледокола, отмечается в документе. Но до сих пор не определены экономика проекта и источники финансирования, хотя, по информации “Ъ”, его стоимость уже превышает 100 млрд руб. Среди вариантов рассматривались возможность выделения из бюджета 50% средств и привлечение денег «Роснефтегаза» (получает дивиденды от части госпакетов в «Роснефти», «Интер РАО» и «Газпроме»). Также прорабатывался формат государственно-частого партнерства, но, по данным “Ъ”, крупнейший грузоотправитель на Севморпути НОВАТЭК не был готов финансировать строительство первого «Лидера».
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что поручение строительства «Лидера» предприятию, которое не полностью введено в эксплуатацию и еще не построило ни одного судна, может свидетельствовать как о неудовлетворенности стоимостью и сроками выполнения заказов по строительству ЛК-60 на Балтзаводе (сроки не раз переносились), так и о проигрыше ОСК в аппаратной борьбе за заказ. Более логичным представляется не поручение «Лидера» целиком «Звезде» или Балтзаводу, а плавная передача необходимых компетенций от одной верфи другой, считает эксперт, то есть кооперация, в рамках которой «Звезда» построила бы корпус и была генподрядчиком, а Балтзавод — субподрядчиком и поставщиком оборудования.
Ледоколы заплутали в тумане
Почему перспективы новых проектов для освоения Арктики остаются под вопросом