Семь футов под крилем
Росрыболовство просит субсидий на траулеры для Антарктики
Как выяснил “Ъ”, Росрыболовство предлагает выделить из бюджета не менее 6 млрд руб., или 30% от заявленного объема инвестиций, на строительство двух крупнотоннажных траулеров стоимостью 20 млрд руб. для добычи криля в Антарктиде. По расчетам агентства, выручка проекта составит 2,5 млрд руб., а вклад в ВВП — 6 млрд руб. В отрасли к таким планам относятся скептически, отмечая низкую маржинальность криля и дефицит средств у компаний в преддверии возможного изменения порядка предоставления инвестквот.
О том, что Росрыболовство просит Минпромторг и Минфин субсидировать из бюджета строительство двух крупнотоннажных траулеров для промысла антарктического криля, говорится в письме врио руководителя ведомства Петра Савчука на имя замминистра финансов Андрея Иванова от 24 июля (копия документа есть у “Ъ”). Стоимость судов составит 20 млрд руб., из которых агентство просит профинансировать не менее 6 млрд руб.
Суда планируется использовать для вылова 150 тыс. тонн криля в год. Как отмечается в письме, в условиях растущей международной конкуренции за морские биоресурсы криль — один из последних нераспределенных и недоосвоенных ресурсов. Росрыболовство предлагает перерабатывать на борту улов в муку (35 тыс. тонн) и технический жир (30 тыс. тонн), заготавливая также 10 тыс. тонн мороженого криля, а затем доставлять сырье на берег и направлять в производство сельхоздобавок, кормов и медицинского жира. Проект капиталоемкий, с долгими сроками окупаемости (свыше 15 лет), в связи с чем нужна господдержка в форме возмещения прямых затрат, компенсации части процентов по кредитам и иных льгот. Прогнозируемая выручка — 2,5 млрд руб., вклад в ВВП — 6 млрд руб. Кто станет заказчиком судов, не уточняется. В Росрыболовстве “Ъ” сообщили, что интерес есть у ряда компаний, но не назвали их в преддверии «процедуры отбора».
Петр Савчук, врио главы Росрыболовства, в письме заместителю главы Минфина Андрею Иванову, 24 июля
Стратегическая важность криля обусловлена его возможностями по укреплению здоровья человека, предупреждению болезней, как результат — повышению физической и интеллектуальной активности
В Минпромторге “Ъ” подтвердили получение письма, ответ готовится, но запрошенные средства «не вписываются в действующие меры». Экономического обоснования увеличения господдержки в Минпромторг не поступало, вопрос требует дополнительной проработки и может быть решен положительно только в случае выделения дополнительных бюджетных средств, заключили в Минпромторге. В Минфине “Ъ” не ответили.
Замдиректора УК «Норебо» Сергей Сенников отмечает, что в РФ эксперимент с промыслом криля был не очень успешным. Промысел может быть выгоден при наличии большого объема квот и высокой производительности судна, а также налаженном рынке сбыта и стабильном спросе, отмечает он, но в РФ криль не особенно востребован, да и зарубежный опыт не демонстрирует высокую маржинальность. Интерес к такому бизнесу может быть у компаний, у которых нет квот и которые готовы заниматься промыслом недоосвоенных ресурсов, заключает Сергей Сенников.
Глава Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев сомневается, что 150 тыс. тонн криля могут добыть два траулера, «по факту будет вдвое меньше». Понадобится субсидировать не только строительство, но и промысел в отдаленных районах, отмечает эксперт. По его словам, это рискованный бизнес. Криль можно рассматривать как «ресурс будущего» с хорошей прибылью при использовании в непищевых целях, например в фармакологии и биотехнологии, поясняет он.
Глава совета директоров Северо-Западного рыбопромышленного консорциума Дмитрий Озерский сообщил “Ъ”, что у компании нет планов по освоению криля и строительству подобных судов. Консорциуму и так приходится отказываться от уже подписанных контрактов из-за позиции Росрыболовства и ФАС, которые предлагают «отобрать у всех добросовестных пользователей закрепленные за ними биоресурсы и выставить их на повторные аукционы». Оценить проект по крилю господин Озерский затруднился, назвав идею строительства двух судов за 20 млрд руб. «утопической»: «Если кто-то и найдет деньги, проект закончится крахом». По его словам, существуют более актуальные и понятные проекты, требующие вложения меньших средств: например, на Дальнем Востоке не осваиваются сельдь иваси и скумбрия. Для них нужно строить универсальные суда, которые также годятся для освоения самой массовой и доступной рыбы — минтая.
Предложение Росрыболовства по господдержке строительства судов по добыче криля неактуально для российских рыбо- и крабодобытчиков в условиях возможного пересмотра принципа предоставления инвестквот, соглашается глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. Сейчас, отмечает эксперт, практически все крупнейшие рыбо- и крабодобытчики пересматривают инвестпрограммы, рассматривая отказ даже от уже заказанных судов, и судно со сроком окупаемости 15 лет не является привлекательной альтернативой.