На Фарнборо показали будущее полетов
В воздух поднимутся не только самолеты и вертолеты
В прошедшем на прошлой неделе (16–22 июля) авиасалоне в Фарнборо приняли участие более 100 стран и были заключены сделки на $192 млрд. Но Фарнборо — это не только соперничество Boeing и Airbus за клиентов и бесконечная череда подписанных контрактов. Традиционно на британском авиасалоне демонстрируются самые современные разработки.
На выставке дебютировал первый в мире промышленный образец летающего автомобиля. Первопроходцем в этой сфере оказалась нидерландская компания PAL-V Europe, которая привезла на авиасалон свой трицикл PAL-V Liberty.
Этот летательный аппарат способен перевозить двух человек на расстояние более 1,3 тыс. км по земле и 500 км по воздуху. Подготовка к полету занимает от пяти до десяти минут, а его максимальная скорость составляет 160 км/ч и одинакова для воздуха и земли. Для взлета машине требуется разгон в 180 метров, а для посадки достаточно полосы в 30 метров.
«Промышленный образец — это момент истины. Момент, разделяющий научную фантастику и реальность,— напомнил гендиректор компании Роберт Дингемансе.— Промышленный образец — это последняя стадия всей цепи исследований и разработок, предшествующая началу производства и поставок. Все сертификаты, необходимые для запуска продаж, будут получаться нами исходя уже из этого образца. Это момент, который отделяет первопроходцев от мечтателей». Компания рассчитывает начать продажу своих летательных аппаратов уже в 2020 году.
Те же, кто захочет приобрести себе летающий автомобиль от нидерландских разработчиков, должны будут иметь не только водительские права, но и лицензию пилота.
На второй день работы авиасалона, 17 июля, Boeing объявил о начале разработки беспилотного летающего такси, для чего создана специальная структура — Boeing NeXt. Новое подразделение концерна также будет заниматься вопросами регулирования воздушного движения и создания городской инфраструктуры, подходящей для такого транспорта.
Разработка систем для регулирования полетов беспилотных летательных аппаратов будет проходить в сотрудничестве с компанией SparkCognition, специализирующейся на разработках в сфере искусственного интеллекта и блокчейна.
«Мы находимся в той точке истории, где технологические достижения и тенденции в обществе сходятся, чтобы требовать смелых решений и другой способ путешествовать»,— заявил главный технический директор Boeing Грег Хислоп.
Завоевать рынок летающих автомобилей попробует и второй по величине в мире производитель авиационных двигателей — Rolls-Royce Plc. Британская компания представила в Фарнборо концепт летающего такси, способного перевозить до пяти человек. Его главное отличие от разработок конкурентов в том, что аппарату не нужно разгоняться, чтобы взлететь. И взлет, и посадку летающее такси от Rolls-Royce будет осуществлять в вертикальном положении, подобно вертолету.
Ожидается, что скорость аппарата будет достигать 402 км/ч, а максимальная дальность полета — 800 км. Для этого его оснастят шестью электродвигателями, энергию для которых будет вырабатывать газотурбинный двигатель. Благодаря этому отпадает необходимость подзарядки батарей, а гибридный летательный аппарат сможет дозаправляться за счет уже существующей инфраструктуры аэропортов и вертолетных станций. Серийное производство модели, получившей название EVTOL, планируется начать в середине 2020 года.
Компаний, соперничающих за право создать не просто первый, но и самый успешный летающий автомобиль (не важно, будет это такси или личный транспорт), набралось уже огромное множество. PAL-V, Boeing и Rolls-Royce соперничают тут с Uber, Embraer, Airbus, Audi, Porsche и многими другими. Но полет — это еще и чувство свободы. Потому не все стремятся обеспечить человека попутчиками во время воздушного путешествия.
Известный британский изобретатель Ричард Браунинг наглядно продемонстрировал публике на Фарнборо-2018, что летать можно одному и безо всяких летательных аппаратов. Для этого он создал экзоскелет с пятью миниатюрными реактивными двигателями.
Аппарат развивает скорость до 51 км/ч и может подняться на высоту свыше 3,5 тыс. метров. Правда, летать на нем долго не получится. «Он потребляет порядка четырех литров топлива в минуту, что позволяет вам летать 3–4 минуты»,— заявил господин Браунинг. Цена новинки — порядка $440 тыс.
Летающим такси готовят законодательную базу
Аппараты для индивидуального перемещения по воздуху люди начали изображать еще пару веков назад. Прототипы летающих машин разрабатываются как минимум пару десятилетий. Но если раньше это делали крупные компании, например Airbus, то сейчас за дело принялись небольшие стартапы. Первой страной, где появится летающий городской транспорт, с большой вероятностью станет Япония, где начали разрабатывать для этого законодательную базу.