Аппаратно-изыскательские работы
Госдума изучает регулирование интернета и отношение к депутатам
Аппарат Госдумы за последние четыре месяца объявил 27 конкурсов на проведение экспертно-аналитических исследований на сумму более 182 млн руб. Нижняя палата за 4 млн руб. заказала изучение опыта регулирования соцсетей за рубежом для дальнейшей разработки предложений «по совершенствованию российского законодательства». Уже год Госдума не может принять законопроект депутатов-единороссов на эту тему. Активность самих думцев в социальных сетях и региональном политическом поле за 6,5 млн руб. должен изучить Центр политических технологий. На Охотном Ряду полагают, что с момента избрания депутатов в сентябре 2016 года сложилась потребность в «совершенствовании работы Госдумы с регионами».
За период с апреля по июль аппарат Госдумы в рамках исследовательской работы на 2018 год объявил 27 конкурсов на проведение экспертно-аналитических работ, начальная сумма всех контрактов составляет 182,1 млн руб. Среди приоритетов нижней палаты оказался вопрос правового регулирования соцсетей с учетом опыта зарубежных стран. Конкурс на проведение исследования за 4 млн руб. был размещен 27 июля, победитель конкурса должен быть определен 30 августа. «В связи с ростом популярности соцсетей среди граждан остро встал вопрос о необходимости законодательного урегулирования отношений в соцсетях»,— объясняется актуальность исследования в техническом задании. Использование соцсетей «стало таким же привычным способом обмена информацией, как телефонная связь», говорится в техзадании. Речь идет об использовании соцсетей «общей направленности» («ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook, Twitter, МойМир@Mail.ru, «МирТесен», Badoo, Instagram, Livejournal, YouTube) и «профессиональной направленности» (Linkedln, Xing, Last.fm, Pinterest, DeviantART, «Хабрахабр», «Закон.ru», «Профессионалы.ru»).
В техзадании задается вектор исследования: основными направлениями законодательного урегулирования должны стать «защита прав граждан, обеспечение безопасности РФ и упорядочение распространения информации и обмена данных между пользователями соцсетей».
По утверждению заказчиков, 89% населения общаются в соцсетях, поэтому «требуется актуальное современным реалиям формирование и совершенствование норм, регламентирующих особенности правоотношений в соцсетях». Цель исследования — «выявление механизма взаимодействия государства как регулятора с владельцами и пользователями соцсетей в других странах». В рамках исследования необходимо узнать, как за рубежом определяется понятие «социальная сеть», какая есть взаимосвязь между этим термином и «общественным местом». Также нужно проанализировать правовой статус владельцев и пользователей соцсетей, механизмы, регулирующие вопросы этики использования информационных материалов, персональных данных и ответственность за нарушение правил использования соцсетей. Победитель конкурса должен разработать предложения по совершенствованию российского законодательства.
Осенью 2017 года аппарат Госдумы собирал от комитетов предложения по необходимым им исследованиям, и комитет по информационной политике указывал в том числе на тему регулирования соцсетей, вспоминает глава комитета Леонид Левин. Он называет вопрос «важным и масштабным», который требует «глубинной проработки, поэтому комитет собирает всю информацию».
Напомним, законопроект депутатов-единороссов Сергея Боярского и Андрея Альшевских о регулировании соцсетей был внесен в Госдуму летом прошлого года (см. “Ъ” от 13 июля 2017 года). Они предлагали, в частности, ввести в законе понятие «оператор социальной сети», который будет обязан «ограничивать доступ или удалять» по заявлению любого пользователя любой противоправный контент, «недостоверную и (или) порочащую честь и достоинство другого лица» информацию. После получения отрицательного отзыва на проект от государственно-правового управления (ГПУ) президента его было решено скорректировать (см. “Ъ” от 20 июля 2017 года). В администрации президента и Белом доме считали, что блокировать или удалять сообщения в соцсетях нужно только по решению суда, за исключением случаев, которые уже описаны в законе (см. “Ъ” от 15 сентября 2017 года). Обновленную версию законопроекта депутаты внесли лишь в начале апреля 2018 года: она была направлена еще и против фальсификации «общественно значимых сведений», а также «распространения недостоверной общественной информации» (см. “Ъ” от 5 апреля). Первое чтение проекта состоялось 12 апреля, тогда за него проголосовали даже не все единороссы (см. “Ъ” от 13 апреля). У депутатов возникли вопросы к терминологии законопроекта, а также к сохранившемуся механизму блокировки информации в соцсетях без решения суда. ГПУ в очередном заключении, поддержав концепцию законопроекта, также высказало к проекту ряд юридических замечаний. Кремлевские юристы указали, что необходимо дополнительно обсудить порядок блокировки противоправного контента и ложных сведений в сетях, будет он административным или судебным. После первого чтения комитет создал рабочую группу по доработке законопроекта (см. “Ъ” от 14 мая). Как заявил “Ъ” Леонид Левин, «сейчас работа над проектом продолжается, с его корректировкой не спешили, так как он не входил в список приоритетных законопроектов комитета на весеннюю сессию». При этом в мае собеседник “Ъ” в администрации президента говорил, что на Старой площади не видят необходимости в принятии законопроекта даже в исправленном виде.
Помимо результатов исследования о регулировании соцсетей Госдума к 30 ноября получит данные о том, как за рубежом работают сервисы обмена мгновенными сообщениями (мессенджеры). Работы выполнит Высшая школа экономики (ВШЭ). Закон, регулирующий деятельность мессенджеров (обязывает идентифицировать пользователей по номеру телефона), был принят нижней палатой в прошлом году.
Не забыли в Госдуме о том, что нужно следить также за обитателями самого Охотного Ряда. За 6,5 млн руб. Центр политических технологий (ЦПТ) выполнит исследование, посвященное анализу деятельности депутатов Госдумы в субъектах РФ. К 31 октября эксперты должны выяснить, насколько эффективно депутаты работают в регионах, а также какое место они занимают в системе отношений между центром и субъектами РФ. «Учитывая уже достаточное время, прошедшее после избрания депутатов в 2016 году, складывается потребность в разработке рекомендаций, направленных на совершенствование работы Госдумы с регионами,— говорится в техзадании.— Актуальный интерес представляет восприятие деятельности депутатского корпуса в регионах и его трансформация, соответствие этой деятельности региональным интересам».
Предполагается, что разработанные ЦПТ предложения будут учтены при «организации экспертной деятельности, оптимизации информационной политики» Думы. ЦПТ должен проанализировать информационное освещение и восприятие депутатов в регионах, сделать замеры «присутствия в региональном информационном поле и социальных сетях» (в том числе «мониторинг личных медиаресурсов депутатов»). Кроме того, требуется анализ отношений депутатов с региональными властными и деловыми элитами, а также включенности депутатов в региональные избирательные кампании. Президент ЦПТ Борис Макаренко сказал “Ъ”, что исследование находится «в самом разгаре», не став раскрывать его деталей. Ранее о намерении вести аудит деятельности депутатов разных уровней говорили в руководстве «Единой России», в частности о необходимости введения системы оценки депутатов разных уровней (см. “Ъ” от 18 мая). Составить методологию в партии обещали к осени, пока же она не готова.
К настоящему моменту названы победители 17 конкурсов. Среди них МГИМО (четыре контракта), ВШЭ (пять контрактов) и Московский государственный юридический университет (пять контрактов).