Руководитель полетов не нашел в своих действиях состава преступления
Фигурант дела о крушении Falcon пожаловался генпрокурору на следствие
Как стало известно “Ъ”, один из основных фигурантов уголовного дела о крушении в 2014 году во Внуково самолета Falcon, руководитель полетов аэропорта Роман Дунаев обратился в Генпрокуратуру РФ с жалобой на действия следователей СКР. Сотрудник Госкорпорации по организации воздушного движения (ОрВД) настаивает, что за годы расследования СКР так и не смог собрать доказательств его вины, и просит прекратить его уголовное преследование. При этом само уголовное дело фактически уже завершено, сейчас следствие готовит обвинительное заключение для передачи в прокуратуру.
Свое обращение на имя Юрия Чайки Роман Дунаев лично передал на приеме в Генпрокуратуре. В жалобе господин Дунаев обращает внимание на целый ряд упущений, которые, по его мнению, допустили сотрудники СКР. Одним из основных пунктов предъявленного ему обвинения — о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшем по неосторожности смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 263 УК РФ),— является утрата контроля за «потерявшимся» на летном поле снегоуборщиком, в который и врезался бизнес-джет Falcon 50, на борту которого находился глава компании Total Кристоф де Маржери. По версии следствия, как руководитель полетов, так и двое других фигурантов — диспетчер руления Надежда Архипова и диспетчер старта Александр Круглов — не реагировали на сигналы установленных на их рабочих местах индикаторов TRADIS системы A-SMGCS А3000 радиолокатора обзора летного поля, которые оповещали о незаконном пересечении спецтехникой взлетно-посадочных полос.
Между тем сам Роман Дунаев утверждает, что физически не смог следить за перемещениями спецтехники по полю.
Для подтверждения своей невиновности он неоднократно просил следователя проверить его показания непосредственно на рабочем месте руководителя полетов, расположенном на пятом этаже УВД аэродромного командно-диспетчерского пункта во Внуково. Но ему было отказано. Также автор обращения особо отметил, что невозможность следить за машинами подтверждается и в отчете МАК о расследовании катастрофы Falcon: один из членов комиссии по расследованию катастрофы отразил это в своем «особом мнении», но и его как свидетеля СКР допросить отказался. Этим, как считает господин Дунаев, следователь «существенно нарушил право на защиту».
Также в заявлении говорится, что следователи почему-то не стали вызывать переводчиков для расшифровки записей переговоров пилотов Falcon перед трагедией, которые велись на иностранном языке.
«Ни я, ни мой защитник им не владеем»,— уточнил обвиняемый. Кроме того, Роман Дунаев был возмущен тем, что ему отказали в допросе его коллеги — руководителя полетов Шереметьевского центра ГК по ОрВД. В своей жалобе он также утверждает, что в материалах следствия нет обоснований и точных расчетов якобы причиненного по его вине материального ущерба. Пока он складывается из 1 007 868 руб. 59 коп. за принадлежащий ОАО «Аэропорт Внуково» поврежденный снегоуборщик SCHMIDT SUPRA-5001 и 541 915 717 руб. 34 коп. компании «Юниджет» как арендатору и эксплуатанту разбившегося Falcon.
Помимо этого, убежден Роман Дунаев, следователи не установили никакой причинно-следственной связи между его действиями и катастрофой и не собрали доказательной базы. По его мнению, СКР не смог объяснить, какие именно должностные инструкции и правила нарушил руководитель полетов. Господин Дунаев не исключает, что следствию просто хочется как можно скорее направить уголовное дело в суд для отчетности, поэтому оно так и разобралось в «истинных причинах авиакатастрофы».
На основании всего этого господин Дунаев попросил генпрокурора прекратить уголовное дело в отношении него «за отсутствием состава преступления».
Добавим, что сейчас СКР заканчивает повторное расследование уголовного дела, фигурантом которого являются диспетчеры из Внуково. Как рассказывал “Ъ”, ранее материалы были направлены для рассмотрения по существу в Солнцевский райсуд столицы, однако обвинительный приговор был вынесен только водителю Владимиру Мартыненко, который в состоянии алкогольного опьянения беспорядочно перемещался на снегоуборщике по взлетно-посадочным полосам, и инженеру аэродромной службы Владимиру Леденеву, который не контролировал подчиненного. Впрочем, оба сразу были освобождены от наказания по амнистии, а дело в отношении диспетчеров вернули следователям для исправления недоработок. Весной этого года сотрудникам ОрВД предложили изучить более 100 томов дела. Предполагалось, что ознакомиться с материалами расследования находящиеся под подпиской о невыезде фигуранты смогут к осени. Но недавно, как сообщал “Ъ”, следователи неожиданно ходатайствовали перед Басманным судом столицы об ограничении сроков ознакомления. Защита и прокуратура были против, а потом и сам следователь согласился дать немного побольше времени для чтения многотомного дела. В суде, в частности, говорилось, что тот же Роман Дунаев исправно приезжает читать материалы даже в выходные дни и каждый раз изучает как минимум один том, который составляет около 300 страниц, исписанных с обеих сторон. Однако судью это не слишком впечатлило, и она дала защите и обвиняемым лишь пять дней, чтобы все дочитать. При этом, как пояснили источники “Ъ”, сами материалы уголовного дела еще не направлены в прокуратуру, так как обвинительное заключение пока не написано.
Адвокат Романа Дунаева Игорь Чернецкий сообщил “Ъ”, что им уже обжаловано решение суда об ограничении сроков ознакомления, однако дата рассмотрения жалобы в апелляционной инстанции Мосгорсуда пока не назначена. «Я действительно не смог изучить довольно большой объем материалов»,— пояснил господин Чернецкий.