Голоса в пользу выбора
Park Live и VK Fest на сцене и в эфире
Прошедший уикенд был настолько насыщен важными музыкальными событиями, что Борису Барабанову пришлось разрываться между двумя городами — Москвой и Санкт-Петербургом, чтобы составить собственное мнение о том, как прошли фестивали Park Live и VK Fest.
Этим летом ежегодный фестиваль Park Live, ранее проходивший на стадионе «Спартак», впервые состоялся в парке им. Горького, на набережной. Смена прописки пошла событию на пользу. С одной стороны — зелень исторического парка, с другой — Москва-река с проходящими разнокалиберными судами. Картина получилась без преувеличения эпическая. И если в первый день программа фестиваля состояла из просто высококачественной танцевальной электроники, а на роль хедлайнера был приглашен французский мастер EDM Дэвид Гетта, то 28 и 29 июля зрители пришли на музыкантов, выступление каждого из которых смело можно назвать долгожданным.
Виртуальная группа Gorillaz, придуманная лидером Blur Деймоном Албарном, давно стала его главным проектом, а песни Gorillaz, к записи которых он привлекает суперзвезд разных поколений, стали важнее анимированных персонажей. Прошли времена, когда поклонники Gorillaz интересовались, что продемонстрирует Албарн в очередном турне — голограммы или тени музыкантов за экраном. Gorillaz в том виде, в котором они приехали в Москву,— полноценная группа с инструменталистами из плоти и крови и с большой группой бэк-вокалисток.
На авансцене — Деймон Албарн, то с гитарой, то с микрофонами, то за клавишными, но в любом случае полный энергии и остроумия. Казалось, его только раззадорил дождь, который пошел еще во время выступления шведки Туве Лу и усилился, когда выступали исландцы Kaleo. Не боясь промокнуть, он братался с народом в танцпартере и вытаскивал на сцену специальных гостей — рэперов из De La Soul (на песне «Superstar Jellyfish») и японку Юкими Нагано («Empire Ants»), которая с Gorillaz выступает редко, а в Москве в этот день оказалась волей устроителей Park Live: в фестивале участвовала ее группа Little Dragon. Однако дождь перерос в шторм, аппаратуру залило водой, и в итоге Gorillaz отыграли всего 40 минут, так и не добравшись до главных хитов. Находиться на сцене было попросту опасно. Позже агентство «Мельница» сообщило, что уже ведет переговоры об организации полноценного сольного концерта Gorillaz.
29 июля хедлайнерами Park Live были бристольцы Massive Attack. Меломаны не могли не отметить соседство фестивальной площадки с Центральным домом художника, где идет выставка уличного художника Бэнкси. Согласно популярной версии, фронтмен Massive Attack Роберт Дель Ная, он же 3D, и есть Бэнкси — трафареты художника нередко появляются в тех же городах, где гастролирует группа. Музыкант, впрочем, эти домыслы не комментирует.
Massive Attack привезли в Москву неизменный мультимедийный экран, на котором видеоряды и фрагменты клипов перемежаются строчками из актуальных новостей, твитами звезд и прочими единицами информационного шума, причем на языке страны, где выступает группа. Зрители обратили внимание, что некоторые фразы остались в последовательности «медиаряда» Massive Attack от киевского шоу, предшествовавшего выступлению группы на Park Live, и были воспроизведены на украинском языке. А чаще всего после концерта в соцсетях можно было встретить общий план сцены с выведенным на экран титром «Мы все в одной лодке»: мысль универсальная, подходит для любой страны. Были строчки и про Трампа, и про пенсионную реформу, хотя смысл даже самых ярких твитов мерк в бесконечной череде посланий. Но многие увидели в шоу Massive Attack сильный политический посыл. Так уж у нас устроено сознание: стоит просто написать «пенсионная реформа», как тебя тут же спросят, с чьего голоса поешь.
Организация интернет-трансляции смотрелась очень живо на фоне «настоящего» ТВ, которое питается ротацией клипов и историями из жизни звезд или же гонит в эфир повторы
Сам фестиваль Park Live стал частью информационного потока, который организовала компания «МегаФон». Прямую трансляцию выступлений можно было смотреть в соцсетях, более того, компания параллельно давала полноценную телекартинку с проходившего в Санкт-Петербурге VK Fest — фестиваля соцсети «ВКонтакте». Огромная территория набережной между башней «Газпрома» и новым стадионом «Санкт-Петербург» была заполнена стендами и павильонами самых разных потребительских брендов, от маленьких стартапов до крупнейших авиакомпаний и косметических фирм. Музыкальный формат VK Fest — все, что популярно, без претензий на особую «модность». За то время, что корреспондент “Ъ” пробыл на мероприятии, ему посчастливилось послушать рэпера Федука, Михаила Боярского, диджея Арти и группу «Чайф», а также получить легкого пинка от охранника Ольги Бузовой, которая на одной из фестивальных троп снимала что-то для своего инстаграма.
Park Live — фестиваль лучшего и передового. VK Fest — фестиваль массового и знакомого. Удивительно, но в трансляции «МегаФона» эти два потока прекрасно сосуществовали. Тысячи зрителей охотно переключались с канала на канал, несмотря на то что фестивали на первый взгляд адресованы разным аудиториям. Такая организация контента смотрелась очень живо на фоне «настоящего» ТВ, которое питается ротацией клипов и историями из жизни звезд или же, повинуясь необъяснимым законам, гонит в эфир повторы (как, например, «Первый канал», который в последний день Park Live и VK Fest показывал фестиваль «Наши в городе», посвященный 35-летию Ленинградского рок-клуба и состоявшийся два года назад).
В этот уикенд поместился еще и феноменальный московский концерт Ника Кейва, последний в его нынешнем туре, и петербургская версия «Усадьбы Jazz» с Джосс Стоун в главной роли. Везде было много очень молодых людей, которые осознанно сделали выбор в пользу музыки. А в Питере 29 июля еще и прошел парад, посвященный Дню военно-морского флота. Город прекрасно справился и с демонстрацией вооружений, и с праздником подписчиков соцсети. Никто никому не мешал. Никто никого не смущал. Никто никому не навязывался. У всех был выбор.