России прописали иглотерапию
В Амстердаме озабочены ситуацией с ВИЧ в РФ среди наркопотребителей
Обеспокоенность продолжающимся ростом инфицированных ВИЧ в России и отсутствием на государственном уровне эффективных программ работы с наркопотребителями выразили эксперты на международной конференции по СПИДу AIDS 2018 в Амстердаме. Они отмечают необходимость внедрения программ снижения вреда, в частности заместительной терапии и обмена игл, что позволит предотвратить риск инфицирования ВИЧ и гепатитом С примерно на 35% в течение ближайших 20 лет.
Ситуация с распространением ВИЧ в странах Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА; в группу входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Украина и Узбекистан) стала одной из главных тем AIDS 2018, завершившейся в Амстердаме. По данным Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (UNAIDS), в России живут 70% ВИЧ-инфицированных всего региона ВЕЦА, а с 2010 года, как ранее сообщал глава UNAIDS Мишель Сидибе, 80% новых случаев инфицирования в этих странах зарегистрировано в России. На конференции ситуация в странах ВЕЦА неоднократно характеризовалась экспертами как кризисная.
Член глобальной комиссии по политике в отношении наркотиков, бывший специальный посланник генсека ООН по ВИЧ/СПИДу в Восточной Европе и Центральной Азии Мишель Казачкин на закрытой встрече с журналистами связал ситуацию с наркополитикой региона. «В наркополитике на первое место должно ставиться здоровье человека,— отметил он.— Кризисная ситуация с распространением ВИЧ-инфекции в 1980–1990 годах заставила Западную Европу пересмотреть отношение к политике в отношении наркопотребителей: в Швейцарии были внедрены кабинеты безопасного употребления наркотиков, то же самое было сделано в Португалии, Чехии, Нидерландах, Германии, тогда же заработали программы снижения вреда (раздача шприцев, обмен игл, назначение метадона, который употребляется перорально, людям, употребляющим инъекционные наркотики.— “Ъ”)». «В Западной Европе в основном нет новых случаев инфицирования ВИЧ среди употребляющих инъекционные наркотики, сейчас это число составляет 1% от новых случаев ВИЧ-инфицирования,— продолжил господин Казачкин.— Но в странах, где нет программ снижения вреда, мы видим рост инфицирования, например в РФ. Нужно менять законодательство».
Напомним, по данным Роспотребнадзора за 2017 год, инфицирование ВИЧ в России при употреблении инъекционных наркотиков снижается, однако остается одним из основных путей распространения инфекции: за год доля инфицированных при употреблении инъекционных наркотиков составила 43,6% (в 2016 году — около 46%). Адъюнкт-профессор Калифорнийского университета в Сан-Диего (США) Наташа Мартин представила оценочные данные, согласно которым в мире употребляют инъекционные наркотики 8,2 млн человек, при этом только 1% из них живет в странах, где есть доступ к программам снижения вреда. Госпожа Мартин отметила нехватку таких программ в России и представила расчеты, согласно которым внедрение программ снижения вреда среди потребителей инъекционных наркотиков может к 2028 году предотвратить 53% новых случаев инфицирования в Омске и 36% — в Екатеринбурге. Напомним, Омская и Свердловская области имеют одни из самых высоких показателей по инфицированию ВИЧ в России, занимая 14-е и 3-е места соответственно. Кроме того, согласно докладу, введение заместительной терапии и программ обмена игл «сможет предотвратить в странах ВЕЦА 35% инфицирования ВИЧ и гепатитом С в течение 20 лет». Она также привела данные, согласно которым при помещении человека в тюрьму риск инфицирования ВИЧ вырастает на 81%, гепатитом С — на 62%. Президент Фонда имени Андрея Рылькова (признан в России иностранным агентом) Анна Саранг представила данные, согласно которым в России инъекционные наркотики употребляют около 2 млн человек.
Руководитель Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом Вадим Покровский рассказал “Ъ”, что «два года назад разговаривал с Минздравом РФ о возможности внедрения в России программ снижения вреда — обещали подумать, но пока не ответили». Ранее в интервью “Ъ” помощник министра здравоохранения РФ Ляля Габбасова отметила, что Россия не является сторонником этой программы. В Минздраве на запрос “Ъ” о нынешней позиции ведомства к программам снижения вреда сообщили, что «борьба с распространением ВИЧ является для РФ одним из приоритетов государственной политики в сфере охраны здоровья граждан». «Впервые в истории нашей страны был принят основополагающий документ, определяющий направления госполитики в области противодействия распространению ВИЧ-инфекции,— "Госстратегия противодействия распространению ВИЧ-инфекции…". Благодаря реализации мер, предусмотренных стратегией, число пациентов с впервые в жизни установленным диагнозом ВИЧ-инфекции с 2015 года снизилось на 14,4%, с 100 тыс. до 85 тыс. человек»,— сообщили там.
«Мы потеряем целое поколение»
Нехватка программ профилактики ВИЧ-инфекции, в частности, недостаточный охват молодежи такими программами, стала одной из основных тем 22-й Международной конференции по СПИДу AIDS 2018, которая проходит в Амстердаме. Участники отмечают, что СПИД стал одной из основных причин смерти подростков, и предупреждают, что, несмотря на прогресс в борьбе с вирусом иммунодефицита человека, под угрозой находится целое поколение. Участники также заявляют о постоянной нехватке средств на борьбу с ВИЧ и признают, что не имеют полномочий для его увеличения.