Михаил Бесфамильный: «Перми необходима инструкция, как пользоваться городом и его инфраструктурой»

В июле на федеральном уровне прошел Московский урбанистический форум, а на местном – Школа главного архитектора. Повышенный интерес к теме урбанистики связан не только с поставленной Правительству Российской Федерации задачей обеспечить в течение шести лет кардинальное повышение комфортности городской среды и индекса ее качества, но и с запросом горожан на ее формирование.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

– Что из себя представляет индекс качества городской среды?

– В индексе качества городской среды всего представлено 1112 городов. Все они разделены по размерно-климатическим группам на пять типов: крупнейшие, крупные, большие, средние и малые. Сейчас на сайте размещены данные о 76 крупных и крупнейших городах. Пермь входит в число пятнадцати крупнейших городов с населением более 1 млн человек. Рядом с нами не только наши географические соседи – Екатеринбург, Уфа, Казань, но и Самара, Воронеж и Волгоград. Индекс качества был разработан Минстроем РФ, КБ «Стрелка» и единым институтом развития в жилищной сфере ДОМ.РФ.

– А какое место в индексе занимает Пермь?

– Из 15 мест мы на 14-м с показателем индекса 34%. Городская среда оценена как плохая – со 103 баллами. Пермь отнесена к растущим городам, так что потенциал у нас есть. Тем более здесь следует вспомнить указ президента, который предусматривает повышение индекса на 30%. Получается, в ближайшие годы Пермь должна достигнуть уровня Санкт-Петербурга и Москвы с показателями 60% и 71% соответственно. В связи с этим хотелось бы понимать, какие действия планируют лица, ответственные за пространственное развитие города и его благоустройство, какие меры будут предприняты для изменения городской среды.

– С какими параметрами у нашего города наибольшие проблемы?

– В целом пространство города оценивается по таким критериям, как безопасность, комфорт, экологичность, идентичность, разнообразие и современность среды. При этом анализируются жилье, общественно-деловая инфраструктура и прилегающее пространство, социально-досуговая инфраструктура и общегородское пространство, зеленые территории, набережные, уличная инфраструктура и общегородское пространство. По данным исследования, наибольшие проблемы у Перми – с современностью среды, идентичностью и разнообразием, а также с комфортом.

– Насколько объективны показатели, которые используются при расчете индекса качества городской среды?

– Конечно, есть и субъективные показатели, которые носят статистический характер, могут быть «подогнаны» под нужное значение, требуют пояснений, расшифровки, уточнения методики расчета и ее обоснования. Например, такой показатель, как «Доля освещенных частей улиц, проездов, набережных на конец года», не учитывает качественную составляющую, наличие или отсутствие энергоэффективных решений. В случае подсчета количества улиц с развитой сферой услуг не учитывается локация, хотя сравнивать центр и спальный район все же не очень правильно. Или при оценке доступности спортивных площадок измеряемый количественный показатель не оценивается с качественной стороны.

– Хотите сказать, что индексу не стоит доверять полностью?

– Вовсе нет! Здесь в большей степени речь о том, что показатели должны быть понятными, прозрачными. Как житель Перми, я наблюдаю, что нам есть к чему стремиться. И важны не только статистические отчеты администрации, но и фактические действия. Чтобы человек, который год-два не был в городе, подтвердил по приезде, что изменения есть, сюда хочется приехать на выходные. Еще один нюанс – об индексе мало кто информирован. Уверен, что далеко не все люди, от которых зависит комфорт проживания в городе, знают о его существовании.

– У проекта «Пермь – 300 лет на Каме», который в том числе был представлен в рамках Московского урбанистического форума, есть все шансы стать локомотивом этого процесса.

– В этом глобальном проекте задан очень правильный вектор: компактное развитие Перми, использование существующей инфраструктуры и ее шаговая доступность. Тем не менее я бы не стал забывать и о других районах города. Качество городской среды и градостроительная политика тесно связаны и созависимы. Потребность человека в комфортном городе – драйвер развития города и, как следствие, работы над градостроительной политикой, представляющей из себя сценарий развития Перми.

Мы меняемся наблюдая. Так вот, в рамках урбанистического форума был представлен удачный опыт Москвы. Да, можно сравнивать бюджеты городов, ссылаться на недостаточное финансирование, а можно работать в существующих условиях и добиваться, например, не только роста вывезенных с улиц Перми так называемых твердых коммунальных отходов, но и ставить вопрос об их вторичной переработке.

– Но сценарий развития есть, и представляет он из себя генеральный план.

– Генеральный план – это фундамент градостроительной политики. И опыт показал, что восемь лет назад к этому прогрессивному документу город готов не был. Даже сейчас мы видим, как несистемно в него вносятся изменения. Да и в целом индекс говорит не совсем об этом, а о балансе между частными и общественными интересами, правильном планировании городской среды и в центре, и в спальных микрорайонах.

Кстати, компактность, которая уже упоминалась, и плотность застройки пропорциональны комфорту. От того, каким образом будут возводиться новые административные здания или жилые дома, может зависеть будущее городских улиц. Именно этим, казалось бы, незначительным моментам необходимо уделять пристальное внимание. Например, важно оживлять первые этажи домов, создавая здесь объекты сферы услуг. Строительство здания в пяти метрах от границ красных линий или глухим торцом к пешеходам, обустройство газона между тротуаром и витриной магазина не обеспечат жизнь и трафик на конкретной улице. У пермяков есть где жить, где парковаться, но нет мест для встреч и общения. Поэтому нужно создавать не просто программы комфортной городской среды, но и инструкции о том, как пользоваться городом и его инфраструктурой. И дополнительно объяснять людям принятые решения. Например, почему здесь расширен тротуар, а не создано дополнительное парковочное место.

– Затрагивая тему строительства новых зданий, каким образом можно избежать строительства морально устаревших объектов, к которым относятся и торговые центры, и административные здания, и жилые дома?

– Вопрос несколько шире. В первую очередь необходимо разрабатывать комплексные программы благоустройства городских пространств и привлекать для этих целей профессиональных урбанистов. Важно переходить от неформальных обсуждений комфортной городской среды к формулировке четких критериев, а затем к их реализации и апробации на практике. Применительно к Перми, у нашего города есть потребность в активизации института главного архитектора, который бы среди прочего согласовывал облик строящихся объектов, способствуя тем самым гармоничному сосуществованию прежней и современной архитектуры. В этом случае вновь возникает вопрос формирования четкого и понятного перечня морально устаревших технологий и материалов, применяемых на сегодняшний день в отрасли. Иначе заложить прочный фундамент комфортного города у Перми не получится.

Вся лента