Свой футбол оказался как чужой
Стартовый тур чемпионата страны удивил высокой посещаемостью
Старт очередного чемпионата России по футболу дал повод считать, что правы те, кто утверждал, что недавно завершившееся мировое первенство породит всплеск интереса к футболу, в том числе внутренним соревнованиям, в стране. Средняя посещаемость матчей первого тура — притом что среди них не было ни одного матча-хита — приблизилась к 21 тыс. зрителей. Этот показатель на 50% превышает среднюю посещаемость встреч предыдущего национального чемпионата.
Самой примечательной цифрой завершившегося вчера первого тура чемпионата России можно считать среднюю посещаемость восьми матчей в его рамках. Она составила 20,9 тыс. человек. Примечателен этот показатель тем, что по российским меркам является чрезвычайно большим. Он почти на 50% превзошел среднюю посещаемость матчей Российской премьер-лиги (РПЛ) в предыдущем сезоне: она была чуть-чуть ниже 14 тыс. зрителей. Интересно, что не дотянули до этой планки лишь три игры. Матч «Уфы» с «Локомотивом» посетили 8,4 тыс. зрителей, «Енисея» с «Зенитом» — 10,7 тыс., а «Рубина» с «Краснодаром» — 13,9 тыс.
Между тем посещаемость, ключевой индикатор интереса публики, считалась одной из важнейших проблем отечественного футбола, а с дефицитом интереса связывали и финансовые проблемы, с которыми в последнее время регулярно сталкиваются его представители. В этом смысле российский чемпионат всегда уступал чемпионатам большой европейской пятерки. В Италии в прошлом сезоне на матчах высшего дивизиона присутствовали в среднем 20,8 тыс. зрителей, во Франции — 21,8 тыс., в Испании — 25,9 тыс., в Англии — 37,8 тыс., а в Германии — 44,2 тыс.
При этом существовало две точки зрения на то, способен ли повлиять на посещаемость внутренних соревнований чемпионат мира, впервые в истории проводившийся в России и вызвавший колоссальный ажиотаж. Первая заключалась в том, что российская аудитория традиционно предпочитает формат «наши против чужих», а к национальным состязаниям в принципе равнодушна, и мировое первенство ничего не изменит. А глава РПЛ Сергей Прядкин перед открытием сезона даже предположил, что не исключен вариант, при котором посещаемость может снизиться из-за «пресыщения» россиян качественным футболом. Вторая точка зрения заключалась в том, что полюбившие игру благодаря остроте интриги и российским успехам на чемпионате мира, а также опробовавшие построенные под него удобные современные стадионы люди вернутся на трибуны. Первый тур по крайней мере намекнул на то, что побеждает скорее она.
Важный нюанс заключается в том, что никаких особенно благоприятных условий и обстоятельств, на которые можно было бы списать скачок, признав его разовым и экстраординарным, невозможно зафиксировать. Например, время проведения тура — пик периода отпусков — следует назвать скорее неудобным для наполнения арен. Но еще важнее то, что на первый тур не пришлось ни одного матча, который гарантированно внес бы гигантский вклад в общую посещаемость.
В минувшем сезоне она была бы еще ниже, если бы не три клуба, выделяющиеся в плане уровня внимания фанов. Это «Краснодар» (средняя посещаемость домашних матчей — 25 тыс. человек), «Спартак» (30 тыс.) и «Зенит» (44 тыс.). Краснодарцы и петербуржцы в этом туре играли в гостях — с «Рубином» и «Енисеем». Причем матч «Зенита» проводился из-за ремонта местного стадиона даже не в Красноярске, городе, где базируется его соперник, а в Тюмени. «Спартак» же встречался с перешедшим в РПЛ из второго по рангу дивизиона — Футбольной национальной лиги (ФНЛ) — «Оренбургом», и нетрудно догадаться, что, будь его оппонент известнее, игра наверняка собрала бы больше болельщиков, чем 36,7 тыс. человек, при вместимости «Открытие Арены» в 45,4 тыс.
Связь с чемпионатом мира подчеркивается неплохой посещаемостью матчей на использовавшихся на нем стадионах: домашняя арена казанского «Рубина», чьи выступления традиционно не пользуются хорошим спросом в Казани, тут исключение. Немало по российским стандартам болельщиков, помимо спартаковского стадиона, посетили «Ростов Арену», где «Ростов» играл с «Ахматом» (28 тыс.), и «Екатеринбург Арену», где «Урал» играл с «Анжи» (15,2 тыс.). А вчерашний матч «Крыльев Советов» с ЦСКА на «Самара Арене», на который было продано 39 тыс. билетов, вообще вылился во что-то близкое к аншлагу.
На приятный для российского футбола тренд намекают еще некоторые факты. Это, допустим, рост посещаемости матчей в ФНЛ — опять же в первую очередь на возведенных к чемпионату мира стадионах. Игра «Мордовии» и «Нижнего Новгорода» по уровню ажиотажа соответствовала хитам премьер-лиги: на «Мордовия Арене» в Саранске ее увидели 26 тыс. человек с лишним. К ним можно отнести и оптимистичные прогнозы маркетинговых отделов некоторых клубов. Чемпион страны «Локомотив», средняя посещаемость домашних матчей которого в золотом сезоне была даже ниже средней посещаемости по РПЛ, вчера, к примеру, сообщил, что на игру второго тура на вмещающей 27,3 тыс. зрителей «РЖД Арене» со «Спартаком», которая состоится 4 августа, реализовано уже свыше 18 тыс. билетов. Иными словами, вероятность аншлага достаточно велика.