«Секрета нет — полигоны практически исчерпали свой ресурс»
Министр экологии Подмосковья — об оценках Счетной палаты
Объемы мусорных полигонов в Подмосковье через три года будут исчерпаны — такие данные приводит Счетная палата. Сейчас в области действуют 15 свалок, которые способны принять еще 33,5 млн тонн отходов. При этом Москва и Подмосковье производят ежегодно почти 12 млн тонн. Грозит ли столичному региону мусорный коллапс? Министр экологии Московской области Александр Коган в эксклюзивном интервью «Коммерсантъ FM» заявил, что емкость полигонов может закончиться и раньше, но власти планируют заместить их комплексами по переработке мусора.
— По данным Счетной палаты, при сохранении существующих объемов вывоза мусора в Подмосковье потенциал будет исчерпан через три года. Насколько вы согласны с такой оценкой?
— Секретов никаких нет — Счетная палата делала проводила оценку на основе наших документов. Мы точно секрета никакого не делаем из этого. Говорим, что нам нужно строить комплексы по переработке отходов, которые заменят всю старую инфраструктуру, в том числе и полигоны.
Полигоны практически исчерпали свой ресурс.
Более того, Счетная палата это делала с учетом всей аналитики, всех документов, которые мы готовили и направляли во все официальные инстанции. Мы стараемся быть максимально открытыми по этим вопросам и говорить реальные вещи.
— Срок, обозначенный Счетной палатой — три года — близок к истине?
— Три года — это достаточно оптимистичный сценарий. У нас уже некоторые полигоны будут выбывать, начиная с 2019 года, они уже исчерпают свой ресурс. В связи с этим нам нужно строить инфраструктуру. В этом году уже строятся три объекта, начинают строиться еще три, планируем их сдавать к первому кварталу 2019 года. Как только будут вводиться эти мощности, мы поэтапно будем закрывать все действующие полигоны. А проблему дефицита будем решать только одним способом — строительством современной инфраструктуры, которая соответствует всем экологическим требованиям и не составляет никакой угрозы окружающей среде.
— Речь идет о мусороперерабатывающих заводах?
— Речь идет о комплексах по переработке отходов. Это не просто мусороперерабатывающие заводы, а комплексы — там будет сортировка, переработка, обезвреживание с 4-го до 5-го класса опасности отходов, будет бережное захоронение «хвостов», которые будут оставаться после переработки. Аналогов такого комплекса пока еще в стране нет.
У нас запланировано строительство 11 объектов по переработке отходов без термического обезвреживания. У нас сейчас уже начал строиться один завод с термическим обезвреживанием в Воскресенске, мы планируем этой осенью начать второй завод, а всего таких заводов появится четыре. Плюс 11 объектов без термического обезвреживания по переработке отходов. Все эти объекты полностью заменят устаревшую инфраструктуру и позволят нам создать современную систему обращения с отходами, которая очень бережно будет относиться к экологии и не будет создавать никаких проблем для окружающих. Поэтому выводы Счетной палаты абсолютно верны: они говорят, что нам нужны быстро, срочно, эффективно строить объекты по переработке отходов.
— Почему раньше не удавалось решить проблему таким образом?
— Этот вопрос эмоционально очень сложный, социально очень сложный. Думаете, нам сейчас так просто решения принимать, где строить и как строить? Я провожу почти каждую неделю общественные обсуждения, круглые столы, встречи с людьми. Я вижу настроения людей, и я их понимаю — у них недоверие ко всей инфраструктуре, они не верят, что объекты обращения с отходами могут быть современными, что можно построить современный завод, который не будет пахнуть… Они не верят, что на смену этим громадным кучам мусора, которые воняют, которые формировались десять лет, может прийти какая-то современная инфраструктура, которая не будет создавать никаких проблем. И мы уже два года разъясняем, водим экскурсии, показываем, как все работает.
Европа к этому шла 40 лет, а мы все это должны сделать за два-три года.
Люди говорят: понятно, что от полигонов надо отказываться, заводы надо строить, но стройте их где угодно, только не возле меня. Вот позиция любого человека. Но длжна быть какая-то консолидированная позиция.
— Такой качественный скачок наверняка обойдется недешево. Заплатит ли за это потребитель?
— Если честно говорить, то придется повышать тариф.
Но тариф должен быть разумно повышен, он не должен быть повышен в разы.
Часть нагрузки будет брать на себя бюджет, потому что мы должны создать условия, передать земельные участки, построить дороги в объезд всех населенных пунктов, чтобы мусоровозы не шли по населенным пунктам, подвести электроэнергию, газ, воду к этим объектам. Все эти вопросы мы будем решать за счет бюджетных инвестиций. Дальше инвестор на себя берет нагрузку — за свой счет построить объект. Окупаться он будет от пяти до десяти лет по тарифу, который установит комитет по тарифам. Тариф этот будет платить население. Сейчас это договорная цена. С 1 января 2019 года это будет коммунальная услуга, которая будет регулироваться государством. Появится отдельная строчка в платежке. И надо понимать, что те договорные отношения, которые были, прекратятся. Теперь это будет вмененная услуга, за которую обязаны будут платить все, кто проживает и выкидывает мусор.